Конституционный суд РФ вынес постановление по делу о проверке на соответствие Основному закону положений ФЗ "О международных договорах Российской Федерации". С заявлением в КС обратился Игорь Ушаков, который оспорил статью, устанавливающую возможность временного применения международного договора до вступления в силу, если это предусмотрено договором или об этом достигнута договоренность его участников. При этом обязательная официальная публикация предусмотрена лишь для вступивших в силу международных договоров. КС признал необходимость официальной публикации подобных актов, а также обязал законодателя усовершенствовать положения закона.
В 2010 году заявитель привез из Китая в Россию товары для личного пользования, оплатив соответствующие таможенные пошлины. После этого обнаружилось, что сотрудники таможни не учли подлежащие применению положения Таможенного кодекса Таможенного союза (создан в 2009 году Россией, Белоруссией и Казахстаном), а также дополнительного соглашения между странами-участниками о ввозе товаров личного пользования, который начал временно применяться за 10 дней до возвращения Ушакова в Россию.
Поскольку последний документ предусматривает более высокие тарифы, Ушаков остался должен таможенникам, которые начали истребовать задолженность через суд. Суды всех инстанций удовлетворили эти требования, ссылаясь на положения оспариваемого ФЗ, в котором ничего не говорится об обязательной публикации временных договоров. По мнению Ушакова, это противоречит ст.2, 15 (ч. 3) и 29 (ч. 4) Конституции РФ, поскольку препятствует заинтересованным лицам своевременно знакомиться и соотносить с ними свое поведение, предвидеть для себя последствия их применения.
В вынесенном сегодня постановлении Конституционный суд отмечает, что, согласно оспариваемому закону, гражданам, по сути дела, "отказывается в возможности своевременного доступа к полной и достоверной информации о содержании таких международных договоров, что несовместимо с конституционными обязанностями государства по защите прав и свобод граждан". При этом отсутствие официального опубликования не может быть восполнено доведением их содержания до сведения граждан иными способами.
Суд признал, что по своему конституционно-правовому смыслу обжалованные нормы требуют публикации всех временно применямых договоров. При этом федеральный законодатель также не избавляется от необходимости усовершенствовать правовой порядок официального публикования таких документов.