ПРАВО.ru
Актуальные темы
15 декабря 2008, 18:24

Судить шпионов станет проще

Судить шпионов станет проще
Государственная Дума РФ фото ИТАР-ТАСС

На рассмотрение Госдумы внесены поправки в Уголовной кодекс, меняющие формулировки статей 275 (госизмена) и 276 (шпионаж) и вводящие статью 283 прим. Авторы поправок предлагают расширить понятия «государственная измена» и «шпионаж» в интересах правоохранительных органов.

Правительственный законопроект появился в Госдуме 12 декабря. Напомним, в этот день депутаты утвердили в третьем чтении поправки к Уголовному и Уголовно-процессуальному кодексам, запрещающие судам присяжных рассматривать дела о преступлениях антигосударственного характера, в том числе о госизмене и шпионаже. Теперь такими делами будет заниматься коллегия из трех судей федерального суда общей юрисдикции.

В пояснительной записке к законопроекту предложение изменить формулировку уголовных статей об измене и шпионаже объясняется тем, что в нынешнем виде они осложняют работу следствия в ФСБ. По словам авторов проекта, нынешняя формулировка государственной измены «является крайне сложной для доказывания» того, что деятельность была именно «враждебной».

Государственная измена

В действующей редакции закона государственной изменой считается «враждебная деятельность в ущерб внешней безопасности РФ» (ст. 275 УК). Однако, как написано в пояснительной записке, на практике «шпионаж и выдача государственной тайны стали рассматриваться не как формы государственной измены, а как разновидности оказания помощи иностранному адресату, что привело к неоднозначной трактовке предмета доказывания, в частности, по делам о шпионаже».

Согласно предложенному проекту, государственной изменой предлагается признать не «враждебную деятельность», а «деяние, совершенное гражданином РФ, в ущерб безопасности РФ», а также ее конституционного строя, суверенитета, территориальной и государственной целостности. Надо заметить, что «деяние» более широкое понятие, чем «деятельность»: оно подразумевает как действие, так и бездействие.

Опасения авторов законопроекта вызвали «неоднократные попытки» «отдельными международными организациями» получить сведения, составляющие государственную тайну. В этой связи уточняется такая форма измены, как «оказание помощи иностранному адресату в ущерб внешней безопасности России». Расплывчатая формулировка об «ином» оказании помощи предлагается заменить на вполне определенную «финансовую, материально-техническую, консультационную и иную помощь». Причем противоправной такая помощь будет признана не только в отношении иностранного государства или организации, но и международной организации.

Шпионаж

В настоящее время шпионажем называется передача, сбор, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или сбор по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности РФ, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства.

Авторы поправок предлагают добавить в статью передачу секретной информации не только иностранной разведке, но и «лицам, действующим в ее интересах». Необходимость внесения данных поправок авторы законопроекта объясняют активным использованием иностранными спецслужбами возможностей зарубежных организаций, работающих в России. Кроме того, правительство считает необходимым убрать из словосочетания «внешняя безопасность РФ» слово «внешний», поскольку часто доказательство в суде тесной связи этих двух слов давалось силовым органам с большим трудом.

По мнению авторов поправок, наказание за эти преступления должны нести не только лица, имевшие допуск к тайне и допустившие утечку, но и все участники цепочки по передаче секретной информации.

Наказание

Согласно законопроекту, за сбор сведений, составляющих гостайну путем «похищения, обмана, шантажа, принуждения либо угрозы насилием» по статье 283 прим преступнику будет грозить в лучшем случае штраф от 200 до 500 тысяч рублей, а в худшем — лишение свободы до пяти лет. За те же действия, совершенные группой лиц с причинением тяжких последствий, срок лишения свободы может быть увеличен до восьми лет. В пояснительной записке говорится, что это позволит карать не только имеющих допуск к секретным сведениям, но и тех, кто незаконно пытается их добыть, в частности службы безопасности коммерческих организаций, добывающие гостайну о запасах сырья.

Дискуссия

Правозащитники крайне негативно восприняли инициативу правительства. Многие общественные деятели и адвокаты опасаются, что поправки к «шпионским законам» следователи и судьи смогут использовать в политических целях.

Если проект обретет силу закона, то «изменником можно будет считать любого человека, который пообщался с иностранцем», заявил «Коммерсанту» заведующий кафедрой права МФТИ Борис Надеждин.

С ним соглашается адвокат Анна Ставицкая: «Деятельность многих общественных, в том числе экологических и правозащитных, организаций достаточно тесно связана с организациями международными и их сотрудничество легко можно будет подвести под действие этих статей». По мнению Ставицкой, нововведения могут ударить по международному сотрудничеству в научной сфере, сделав его практически невозможным. «Обмен знаниями и наработками в немалой степени способствует успешному развитию самых передовых областей науки. А теперь такое общение будет под большим вопросом, потому что каждый ученый сто раз подумает о том, как будут истолкованы его контакты», — заявила Ставицкая.

Опасения правозащитников попытался развеять председатель комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников. «В уголовном праве существует понятие „вина“. Если человек не знает или не может знать о последствиях разглашения или передачи той или иной информации, то не может быть привлечен к уголовной ответственности. Иначе это противоречит общей части УК», — заявил «Газете» Крашенинников.

Впрочем, другой депутат, член комитета по безопасности, Александр Куликов поднял еще одну проблему, которая может возникнуть после принятия законопроекта: под действие обновленного закона могут попасть журналисты, случайно узнавшие секрет, например, во время интервью.

Соавтор закона о СМИ Михаил Федотов попробовал успокоить журналистов, заявив, что даже если они опубликуют секреты, то ответственность в любом случае будет нести интервьюируемый.

Широкая формулировка понятия «государственная безопасность», по мнению депутата Геннадия Гудкова, может создать проблему и для оперативников, которые «должны будут заводить дело по каждому чиху, а этого они не смогут делать физически».

В любом случае, уверены многие независимые эксперты, понятийный аппарат в законопроекте должен быть доработан.