ПРАВО.ru

Красноярский краевой суд


Красноярский краевой суд

Красноярский краевой суд

Руководство

Председатель суда Фуга Николай Викторович
Заместитель председателя суда Носов Виталий Викторович
Заместитель председателя суда Ракшов Олега Геннадьевич
Заместитель председателя суда Гареева Елена Борисовна

Контакты

Адрес 660049, г. Красноярск, просп. Мира, 17
Телефон (391) 256-02-76
Сайт http://kraevoy.krk.sudrf.ru/

История

История Красноярского краевого суда неразрывно связана с историей всего региона. Датой основания краевого суда принято считать 1935 год. Постановлением Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 7 декабря 1934 года было принято решение об образовании Красноярского края.

Вслед за образованием Красноярского края были сформированы все государственные органы, в том числе и краевой суд. Точная дата его создания неизвестна. Из сохранившихся документальных источников известно, что на заседании первого Красноярского краевого съезда Советов, состоявшегося 6 января 1935 года, присутствовал Яков Федорович Королев, который позже приказом от 26 января 1935 года Народного Комиссариата юстиции РСФСР был утвержден на должность председателя краевого суда.

Большое влияние на законодательство и формирование правоохранительных органов оказала Конституция 1936 года и принятый в 1938 году Закон о судоустройстве. Эти документы внесли значительные изменения в порядок избрания судей. Их, а также народных заседателей стали избирать местные Советы депутатов трудящихся сроком на пять лет.

Законом о судоустройстве 1938 года были изменены условия пересмотра дел в кассационном порядке. Ранее вышестоящий суд, рассматривая жалобы и протесты на приговоры или решения нижестоящей инстанции, руководствовался только теми материалами, которые были на рассмотрении нижестоящего суда.

В соответствии с Законом о судоустройстве 1938 года были упразднены президиумы и пленумы краевого суда. В составе краевого суда стали действовать судебные коллегии по уголовным и гражданским делам.

Правительство высоко оценило деятельность красноярских судебных органов во время Великой Отечественной войны: за успешную работу многие были награждены орденами и медалями. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 марта 1945 года за успешную работу и укрепление законности в условиях Великой Отечественной войны председатель Красноярского краевого суда Иван Васильевич Анипченко был награжден орденом «Знак Почета».

В середине 50-х годов появились президиумы. На них возлагалось осуществление особой функции: пересмотра дел в порядке судебного надзора. Президиум краевого суда образовывался в составе председателя суда, его заместителей и двух членов суда и утверждался крайисполкомом. Расширились права судов, были упразднены управления министерств юстиции, ликвидировано управление юстиции по Красноярскому краю и все его функции возложены на краевой суд: проведение ревизий судов, руководство государственными нотариальными конторами и т.д. В 1957 году упразднены особые транспортные суды, подсудные им дела были переданы общим судебным инстанциям. Срок полномочий народных судей был увеличен с трех до пяти лет.

60-х - начале 80-х годов складывается трехступенчатая система законодательства: кодексы, основы законодательства по разным отраслям и Свод законов Союза ССР. Вместе с тем в правовом регулировании наблюдается и некоторая тенденция к дифференциации. Например, жилищное право выделилось в самостоятельную отрасль. В октябре 1960 г. был принят Уголовный кодекс РСФСР, заменивший собой УК 1926 г. и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. В 1961 году Верховный Совет СССР утвердил Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик. В 1977 г. принята новая Конституция СССР. Она закрепила правовые основы организации и деятельности судебных органов. Принятие основного закона повлекло за собой необходимость пересмотра законодательных актов и приведение их в соответствие с Конституцией. Это привело к принятию в 1981 году закона «О судоустройстве РСФСР».

В 1970 году было воссоздано Министерство юстиции СССР, министерства союзных и автономных республик, региональные отделы юстиции. Краевой суд освободился от функции судебного управления.

В 80-е годы на заседаниях президиума Красноярского краевого суда систематически обсуждалась деятельность судей: качество рассмотрения дел по первой инстанции и в кассационном порядке, обобщения судебной практики, итоги выездов в народные суды. Немаловажное значение имели выезды на места. Например, только в 1981 году работники краевого суда участвовали в шести комплексных и тридцати целевых проверках, в 35 судах оказывалась помощь народным судьям в их практической работе. Особое внимание уделялось работе впервые избранных судей: в начале 80-х их было больше 30 процентов от всех работающих.

Существенные социально-политические изменения, произошедшие в стране на рубеже 80-х - 90-х годов привели к реформированию и судебной системы. Концепция демократического правового государства предусматривает существование судебной власти как исключительного властного полномочия, находящегося на одном уровне с иными ветвями власти.

Концепция судебной реформы, принятая Верховным Советом РСФСР 24 октября 1991 года, выдвинула в качестве основной задачи утверждение судебной власти как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от власти законодательной и исполнительной.

С самого начала судебной реформы остро стоял вопрос о материально-техническом обеспечении деятельности судов. В 1996 году принят Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», которым устанавливались меры по стабилизации финансового обеспечения судов. Для улучшения организации работы судов, обеспечения их материально-техническим снабжением в 1998 году был создан судебный департамента при Верховном Суде РФ. В том же году организовано управление Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Красноярском крае.

Место в судебной системе

В соответствии со статьей 20 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов являются федеральными судами общей юрисдикции.

В системе федеральных судов общей юрисдикции они занимают положение судов среднего звена, находясь между районными судами и Верховным Судом РФ. При этом они являются одновременно высшими судебными органами судов общей юрисдикции соответствующих субъектов Федерации.

Суды среднего звена системы судов общей юрисдикции наделены равной компетенцией, имеют одинаковую структуру и в основном совпадающие полномочия. По количественному составу судей и аппарата суды различаются между собой: это зависит от объема работы данного суда, числа подведомственных ему в процессуальном отношении районных судов. Количественный состав названных судов устанавливается Верховным Судом РФ на основе данных, предоставленных Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.

Выступая в качестве вышестоящей инстанции по отношению к районным судам, суды среднего звена осуществляют функцию надзора за их судебной деятельностью, т.е. пересматривать судебные акты районных судов в кассационном и в надзорном порядке. В порядке надзора эти суды могут пересматривать и вступившие в законную силу приговоры, решения, определения и постановления мировых судей. В свою очередь, деятельность судов общей юрисдикции субъектов Федерации поднадзорна Верховному Суду РФ.

Помимо выполнения функций кассационной и надзорной инстанции, суды среднего уровня выступают в качестве судов первой инстанции по целому ряду категорий дел.

В гражданском процессе суды среднего звена судебной системы РФ в качестве суда первой инстанции рассматривают гражданские дела:

1) связанные с государственной тайной;

2) об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы российских граждан и организаций;

3) о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Федерации; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций; централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Федерации; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта Федерации;

4) об оспаривании решений (уклонении от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации, соответствующих комиссий референдума, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума.

Федеральными законами к подсудности областных, краевых и равных им судов могут быть отнесены и другие дела (ст. 26 ГПК РФ).

В уголовном процессе суды среднего уровня в качестве суда первой инстанции рассматривают следующие уголовные дела:

1) любые уголовные дела, подсудные нижестоящему суду, при наличии ходатайства обвиняемого.

2) уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью второй, 126 частью третьей, 131 частью третьей, 205, 206 частями второй — четвертой, 208 частью первой, 209 — 211, 212 частью первой, 227, 263 частью третьей, 267 частью третьей, 269 частью третьей, 275 — 279, 281, 290 частями третьей и четвертой, 294 — 302, 303 частями второй и третьей, 304, 305, 317, 321 частью третьей, 322 частью второй, 353 — 358, 359 частями первой и второй и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации.

3) уголовные дела, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну (статья 31 УПК РФ).