Красноярский краевой суд
Красноярский краевой суд
Руководство
Председатель суда | Фуга Николай Викторович |
Заместитель председателя суда | Носов Виталий Викторович |
Заместитель председателя суда | Ракшов Олега Геннадьевич |
Заместитель председателя суда | Гареева Елена Борисовна |
Контакты
Адрес | 660049, г. Красноярск, просп. Мира, 17 |
Телефон | (391) 256-02-76 |
Сайт | http://kraevoy.krk.sudrf.ru/ |
История
История Красноярского краевого суда неразрывно связана с историей всего региона. Датой основания краевого суда принято считать 1935 год. Постановлением Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 7 декабря 1934 года было принято решение об образовании Красноярского края.
Вслед за образованием Красноярского края были сформированы все государственные органы, в том числе и краевой суд. Точная дата его создания неизвестна. Из сохранившихся документальных источников известно, что на заседании первого Красноярского краевого съезда Советов, состоявшегося 6 января 1935 года, присутствовал Яков Федорович Королев, который позже приказом от 26 января 1935 года Народного Комиссариата юстиции РСФСР был утвержден на должность председателя краевого суда.
Большое влияние на законодательство и формирование правоохранительных органов оказала Конституция 1936 года и принятый в 1938 году Закон о судоустройстве. Эти документы внесли значительные изменения в порядок избрания судей. Их, а также народных заседателей стали избирать местные Советы депутатов трудящихся сроком на пять лет.
Законом о судоустройстве 1938 года были изменены условия пересмотра дел в кассационном порядке. Ранее вышестоящий суд, рассматривая жалобы и протесты на приговоры или решения нижестоящей инстанции, руководствовался только теми материалами, которые были на рассмотрении нижестоящего суда.
В соответствии с Законом о судоустройстве 1938 года были упразднены президиумы и пленумы краевого суда. В составе краевого суда стали действовать судебные коллегии по уголовным и гражданским делам.
Правительство высоко оценило деятельность красноярских судебных органов во время Великой Отечественной войны: за успешную работу многие были награждены орденами и медалями. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 марта 1945 года за успешную работу и укрепление законности в условиях Великой Отечественной войны председатель Красноярского краевого суда Иван Васильевич Анипченко был награжден орденом «Знак Почета».
В середине 50-х годов появились президиумы. На них возлагалось осуществление особой функции: пересмотра дел в порядке судебного надзора. Президиум краевого суда образовывался в составе председателя суда, его заместителей и двух членов суда и утверждался крайисполкомом. Расширились права судов, были упразднены управления министерств юстиции, ликвидировано управление юстиции по Красноярскому краю и все его функции возложены на краевой суд: проведение ревизий судов, руководство государственными нотариальными конторами и т.д. В 1957 году упразднены особые транспортные суды, подсудные им дела были переданы общим судебным инстанциям. Срок полномочий народных судей был увеличен с трех до пяти лет.
60-х - начале 80-х годов складывается трехступенчатая система законодательства: кодексы, основы законодательства по разным отраслям и Свод законов Союза ССР. Вместе с тем в правовом регулировании наблюдается и некоторая тенденция к дифференциации. Например, жилищное право выделилось в самостоятельную отрасль. В октябре 1960 г. был принят Уголовный кодекс РСФСР, заменивший собой УК 1926 г. и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. В 1961 году Верховный Совет СССР утвердил Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик. В 1977 г. принята новая Конституция СССР. Она закрепила правовые основы организации и деятельности судебных органов. Принятие основного закона повлекло за собой необходимость пересмотра законодательных актов и приведение их в соответствие с Конституцией. Это привело к принятию в 1981 году закона «О судоустройстве РСФСР».
В 1970 году было воссоздано Министерство юстиции СССР, министерства союзных и автономных республик, региональные отделы юстиции. Краевой суд освободился от функции судебного управления.
В 80-е годы на заседаниях президиума Красноярского краевого суда систематически обсуждалась деятельность судей: качество рассмотрения дел по первой инстанции и в кассационном порядке, обобщения судебной практики, итоги выездов в народные суды. Немаловажное значение имели выезды на места. Например, только в 1981 году работники краевого суда участвовали в шести комплексных и тридцати целевых проверках, в 35 судах оказывалась помощь народным судьям в их практической работе. Особое внимание уделялось работе впервые избранных судей: в начале 80-х их было больше 30 процентов от всех работающих.
Существенные социально-политические изменения, произошедшие в стране на рубеже 80-х - 90-х годов привели к реформированию и судебной системы. Концепция демократического правового государства предусматривает существование судебной власти как исключительного властного полномочия, находящегося на одном уровне с иными ветвями власти.
Концепция судебной реформы, принятая Верховным Советом РСФСР 24 октября 1991 года, выдвинула в качестве основной задачи утверждение судебной власти как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от власти законодательной и исполнительной.
С самого начала судебной реформы остро стоял вопрос о материально-техническом обеспечении деятельности судов. В 1996 году принят Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», которым устанавливались меры по стабилизации финансового обеспечения судов. Для улучшения организации работы судов, обеспечения их материально-техническим снабжением в 1998 году был создан судебный департамента при Верховном Суде РФ. В том же году организовано управление Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Красноярском крае.
Место в судебной системе
В соответствии со статьей 20 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов являются федеральными судами общей юрисдикции.
В системе федеральных судов общей юрисдикции они занимают положение судов среднего звена, находясь между районными судами и Верховным Судом РФ. При этом они являются одновременно высшими судебными органами судов общей юрисдикции соответствующих субъектов Федерации.
Суды среднего звена системы судов общей юрисдикции наделены равной компетенцией, имеют одинаковую структуру и в основном совпадающие полномочия. По количественному составу судей и аппарата суды различаются между собой: это зависит от объема работы данного суда, числа подведомственных ему в процессуальном отношении районных судов. Количественный состав названных судов устанавливается Верховным Судом РФ на основе данных, предоставленных Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.
Выступая в качестве вышестоящей инстанции по отношению к районным судам, суды среднего звена осуществляют функцию надзора за их судебной деятельностью, т.е. пересматривать судебные акты районных судов в кассационном и в надзорном порядке. В порядке надзора эти суды могут пересматривать и вступившие в законную силу приговоры, решения, определения и постановления мировых судей. В свою очередь, деятельность судов общей юрисдикции субъектов Федерации поднадзорна Верховному Суду РФ.
Помимо выполнения функций кассационной и надзорной инстанции, суды среднего уровня выступают в качестве судов первой инстанции по целому ряду категорий дел.
В гражданском процессе суды среднего звена судебной системы РФ в качестве суда первой инстанции рассматривают гражданские дела:
1) связанные с государственной тайной;
2) об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы российских граждан и организаций;
3) о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Федерации; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций; централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Федерации; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта Федерации;
4) об оспаривании решений (уклонении от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации, соответствующих комиссий референдума, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума.
Федеральными законами к подсудности областных, краевых и равных им судов могут быть отнесены и другие дела (ст. 26 ГПК РФ).
В уголовном процессе суды среднего уровня в качестве суда первой инстанции рассматривают следующие уголовные дела:
1) любые уголовные дела, подсудные нижестоящему суду, при наличии ходатайства обвиняемого.
2) уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью второй, 126 частью третьей, 131 частью третьей, 205, 206 частями второй — четвертой, 208 частью первой, 209 — 211, 212 частью первой, 227, 263 частью третьей, 267 частью третьей, 269 частью третьей, 275 — 279, 281, 290 частями третьей и четвертой, 294 — 302, 303 частями второй и третьей, 304, 305, 317, 321 частью третьей, 322 частью второй, 353 — 358, 359 частями первой и второй и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации.
3) уголовные дела, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну (статья 31 УПК РФ).