Мурманский областной суд
Мурманский областной суд
Руководство
Председатель суда | Седых Сергей Матвеевич |
Заместитель председателя суда | Маляр Алексей Александрович |
Заместитель председателя суда | Иванов Дмитрий Александрович |
Заместитель председателя суда | Устинович Светлана Егоровна |
Контакты
Адрес | 183039, г. Мурманск, ул. Полярные Зори, д. 15 |
Телефон | (8152) 40-47-06 (гр.) 40-47-07 (адм.) 40-48-04 (уг.) |
Сайт | http://oblsud.mrm.sudrf.ru |
История
История судебной системы Мурманской области непосредственно связана с формированием и развитием Российского государства.
С установлением советской власти были подписаны декреты о создании новых органов суда. Их статус был закреплен в июле 1918 года в первой советской Конституции и в Декрете о создании новых органов суда. А 26 февраля 1922 года по решению Мурманского губернского совещания судебных деятелей советской юстиции был организован Совет народных судей - высший судебный орган на территории Мурманской губернии. Эта дата и считается днем рождения Мурманского областного суда.
Функции вновь созданной третьей власти ограничивались рассмотрением кассационных или частных жалоб на приговоры, решения и действия народных судов.
В конце 1927 года в связи с образованием Мурманского округа суд реорганизован в Мурманский окружной суд Наркомюста РСФСР, а в июне 1938 года с образованием Мурманской области получил название - Мурманский областной суд.
Здесь рассматривались уголовные дела о контрреволюционных и особо опасных преступлениях против государственного управления, о хищениях социалистической собственности, об особо важных должностных и хозяйственных преступлениях, а также гражданские дела между государственными и общественными учреждениями, предприятиями и организациями.
В 1954 году к уже существующим функциям Мурманского областного суда добавилась еще одна - судебный надзор. Его органом стал президиум областного суда в составе 5 человек. Он получил исключительное право пересмотра вступивших в законную силу приговоров, решений и определений народных судов и определений судебных коллегий, действующих как суды второй инстанции.
Вплоть до 1972 года судебный надзор и управление деятельностью всех российских судов осуществлял Верховный суд РСФСР. Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР функция организационного руководства в отношении судов была возложена на Минюст РСФСР. Но принятый в 1996 году Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ» возложил обеспечение деятельности районных и областных судов на Судебный департамент при Верховном суде РФ.
За восемь с половиной десятилетий в устройстве, структуре и сфере деятельности областного суда произошли немалые перемены: пережиты годы правового произвола, необоснованных репрессий, сурового военного времени, восстановления страны, различных реформ и преобразований, застоя и перестройки, поворота к демократическим преобразованиям.
Со дня своего образования областной суд располагался в деревянном здании на улице Воровского. В первой половине 1970-х годов он переехал на ул. Коммуны, 18 и занимал часть 1-го этажа в жилом доме. А в декабре 1991 года во исполнение распоряжения Президента РСФСР «О неотложных мерах по улучшению работы судов РСФСР» областному суду было выделено здание бывшего райкома партии, расположенное по адресу: ул. Пушкинская, За, где он находится и сегодня.
Место в судебной системе
В соответствии со статьей 20 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов являются федеральными судами общей юрисдикции.
В системе федеральных судов общей юрисдикции они занимают положение судов среднего звена, находясь между районными судами и Верховным Судом РФ. При этом они являются одновременно высшими судебными органами судов общей юрисдикции соответствующих субъектов Федерации.
Суды среднего звена системы судов общей юрисдикции наделены равной компетенцией, имеют одинаковую структуру и в основном совпадающие полномочия. По количественному составу судей и аппарата суды различаются между собой: это зависит от объема работы данного суда, числа подведомственных ему в процессуальном отношении районных судов. Количественный состав названных судов устанавливается Верховным Судом РФ на основе данных, предоставленных Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.
Выступая в качестве вышестоящей инстанции по отношению к районным судам, суды среднего звена осуществляют функцию надзора за их судебной деятельностью, т.е. пересматривать судебные акты районных судов в кассационном и в надзорном порядке. В порядке надзора эти суды могут пересматривать и вступившие в законную силу приговоры, решения, определения и постановления мировых судей. В свою очередь, деятельность судов общей юрисдикции субъектов Федерации поднадзорна Верховному Суду РФ.
Помимо выполнения функций кассационной и надзорной инстанции, суды среднего уровня выступают в качестве судов первой инстанции по целому ряду категорий дел.
В гражданском процессе суды среднего звена судебной системы РФ в качестве суда первой инстанции рассматривают гражданские дела:
1) связанные с государственной тайной;
2) об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы российских граждан и организаций;
3) о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Федерации; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций; централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Федерации; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта Федерации;
4) об оспаривании решений (уклонении от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации, соответствующих комиссий референдума, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума.
Федеральными законами к подсудности областных, краевых и равных им судов могут быть отнесены и другие дела (ст. 26 ГПК РФ).
В уголовном процессе суды среднего уровня в качестве суда первой инстанции рассматривают следующие уголовные дела:
1) любые уголовные дела, подсудные нижестоящему суду, при наличии ходатайства обвиняемого.
2) уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью второй, 126 частью третьей, 131 частью третьей, 205, 206 частями второй — четвертой, 208 частью первой, 209 — 211, 212 частью первой, 227, 263 частью третьей, 267 частью третьей, 269 частью третьей, 275 — 279, 281, 290 частями третьей и четвертой, 294 — 302, 303 частями второй и третьей, 304, 305, 317, 321 частью третьей, 322 частью второй, 353 — 358, 359 частями первой и второй и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации.
3) уголовные дела, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну (статья 31 УПК РФ).