ПРАВО.ru

Пензенский областной суд


Пензенский областной суд

Пензенский областной суд

Руководство

Председатель суда Трифонов Виктор Николаевич
Заместитель председателя суда Потапов Николай Николаевич
Заместитель председателя суда Гараева Елена Диаровна
Заместитель председателя суда Шелков Роман Александрович

Контакты

Адрес 440000, Пензенская обл., г. Пенза, ул. М. Горького, д. 40
Телефон (8412) 99-51-59, 55-31-67 (ф.)
Сайт http://oblsud.penza.ru

История

4 февраля 1939 года явилось не только датой начала существования Пензенской области как самостоятельного российского региона, но и датой, ставшей началом многолетней деятельности Пензенского областного суда. 

На самом деле, история правосудия на пензенской земле началась задолго до 1939 года.

19 мая 1719 года по указу Петра I Пенза вошла в состав Казанской губернии и стала центром провинции. Высшим административным органом в то время была провинциальная канцелярия, состоявшая из секретаря, трех канцеляристов, шести копиистов и двух сторожей. Во главе ее по-прежнему стояли воеводы.

Таким образом, уже в 17 веке появились в Пензе первые ростки правосудия, со временем породившие отлаженную судебную систему нашего времени.   

В 18 веке в Пензе установилась система сословных судов: для дворян — уездный и верхний земские суды; для горожан — городской  и губернский магистраты; для свободных крестьян — нижняя и верхняя расправы.

В 1725 году в городе был открыт первый сословный суд — городовой магистрат, ведавший уголовными и гражданскими делами городских сословий Пензы.

Правосудие продолжало развиваться, и 31 декабря 1780 года был создан Пензенский земский суд, просуществовавший до 1863 года. В зависимости от функций, которые он призван был осуществлять, его поделили на Верхний и Нижний земские суды.

В 1781-1797гг. в Пензе существовала Верхняя расправа — сословный суд для государственных крестьян и однодворцев. Состав и компетенция Верхней расправы соответствовали Верхнему земскому суду; она служила губернской апелляционной инстанцией для Нижних расправ (сословные суды первой инстанции, рассматривавшие уголовные и гражданские дела  только государственных крестьян).

Оба сословных суда также не избежали упразднения.

12 декабря 1796 года была учреждена Пензенская губерния.

Утвержденные 20 ноября 1864 года новые судебные уставы предусматривали создание двух типов бессословных судов: мирового и окружного.

С 1861 года в Пензе единицей сословного крестьянского управления стала волость, вместе с тем появились волостные суды или так называемые сельские или крестьянские.

12 июня 1889 года на основе указа Сената «О преобразовании местных крестьянских учреждений и судебной части в Империи» взамен выборных мировых судей учрежден институт Пензенских городских судей. Они имели широкие административные функции и подчинялись уездным съездам земских начальников. Должности городских судей были упразднены в 1917 году.

Судебная система, складывавшаяся в Пензе в течение многих десятилетий, была полностью разрушена после Октябрьского переворота  1917 года. Были без остатка упразднены, как «органы буржуазного господства», все виды царских судов и органы, с ними связанные: судебные следователи, прокуратура и адвокатура. Не стало окружных и мировых судов, судебных палат.

30 ноября 1918 года ВЦИК принял Положение о едином народном суде РСФСР, который учреждался на всей территории Республики и должен был рассматривать все уголовные и гражданские дела. В новом документе законодательно закрепили принцип сменяемости судей и участие народных заседателей, порядок их избрания.

После принятия 11 ноября 1922 года «Положения о судоустройстве РСФСР» 1 января 1923 года в Пензе был образован губернский суд.

1 сентября 1928 года Пензенский губернский суд был упразднен.

16 июля 1928 года Пензенская губерния переименована в Пензенский округ, который и вошел в состав Средне-Волжской области с центром в Самаре.

4 февраля 1939 года Председатель Президиума Верховного Совета СССР М.И.Калинин и секретарь Президиума А.Ф.Горкин подписали Указ «О разделении Тамбовской области на Пензенскую и Тамбовскую области».

С этого географического разделения и начинается история Пензенского областного суда, новый этап в развитии пензенского судоустройства.

В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 августа 1954 года были образованы президиумы в составе Верховных судов союзных и автономных республик, краевых, областных судов и судов автономных областей, целью которых было усиление роли местных судебных органов в осуществлении судебного надзора.

12 августа 1958 года на территории Заводского района Пензы возник новый город областного подчинения.

В соответствии с принятой в 1977 году Конституцией СССР  в ноябре 1979 года Верховный Совет СССР принял законы о прокуратуре СССР, о Государственном арбитраже СССР, об адвокатуре СССР и др.  Эти законы определили правовой статус каждого звена системы правоохранительных органов. В законодательстве получили закрепление демократические принципы судопроизводства, в частности, были расширены права обвиняемого на защиту в уголовном процессе. В 70 -е годы наблюдается тенденция на смягчение наказания за преступления, не представлявшие большой общественной опасности.

 

Место в судебной системе

В соответствии со статьей 20 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов являются федеральными судами общей юрисдикции.

В системе федеральных судов общей юрисдикции они занимают положение судов среднего звена, находясь между районными судами и Верховным Судом РФ. При этом они являются одновременно высшими судебными органами судов общей юрисдикции соответствующих субъектов Федерации.

Суды среднего звена системы судов общей юрисдикции наделены равной компетенцией, имеют одинаковую структуру и в основном совпадающие полномочия. По количественному составу судей и аппарата суды различаются между собой: это зависит от объема работы данного суда, числа подведомственных ему в процессуальном отношении районных судов. Количественный состав названных судов устанавливается Верховным Судом РФ на основе данных, предоставленных Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.

Выступая в качестве вышестоящей инстанции по отношению к районным судам, суды среднего звена осуществляют функцию надзора за их судебной деятельностью, т.е. пересматривать судебные акты районных судов в кассационном и в надзорном порядке. В порядке надзора эти суды могут пересматривать и вступившие в законную силу приговоры, решения, определения и постановления мировых судей. В свою очередь, деятельность судов общей юрисдикции субъектов Федерации поднадзорна Верховному Суду РФ.

Помимо выполнения функций кассационной и надзорной инстанции, суды среднего уровня выступают в качестве судов первой инстанции по целому ряду категорий дел.

В гражданском процессе суды среднего звена судебной системы РФ в качестве суда первой инстанции рассматривают гражданские дела:

1) связанные с государственной тайной;

2) об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы российских граждан и организаций;

3) о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Федерации; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций; централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Федерации; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта Федерации;

4) об оспаривании решений (уклонении от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации, соответствующих комиссий референдума, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума.

Федеральными законами к подсудности областных, краевых и равных им судов могут быть отнесены и другие дела (ст. 26 ГПК РФ).

В уголовном процессе суды среднего уровня в качестве суда первой инстанции рассматривают следующие уголовные дела:

1) любые уголовные дела, подсудные нижестоящему суду, при наличии ходатайства обвиняемого.

2) уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью второй, 126 частью третьей, 131 частью третьей, 205, 206 частями второй — четвертой, 208 частью первой, 209 — 211, 212 частью первой, 227, 263 частью третьей, 267 частью третьей, 269 частью третьей, 275 — 279, 281, 290 частями третьей и четвертой, 294 — 302, 303 частями второй и третьей, 304, 305, 317, 321 частью третьей, 322 частью второй, 353 — 358, 359 частями первой и второй и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации.

3) уголовные дела, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну (статья 31 УПК РФ).