Забайкальский краевой суд
Забайкальский краевой суд
Руководство
Председатель суда | Нестеров Максим Викторович |
Заместитель председателя суда | Тишинский Антон Александрович |
Заместитель председателя суда | Ревенко Тимур Михайлович |
Контакты
Адрес | 672002, г. Чита, ул. Амурская, 33а |
Телефон | (3022) 36-40-60, 36-40-66 (ф.) 35-06-21( прием. председателя) |
Сайт | http://oblsud.cht.sudrf.ru |
История
До настоящего времени неизвестна точная дата образования ныне действующего Читинского областного суда. Документы об этом не выявлены ни в архиве областного суда, ни в архиве управления Министерства юстиции РФ по Читинской области, ни в Государственном архиве Читинской области (ГАЧО), ни в бывшем партийном архиве области, ныне являющемся составной частью ГАЧО.
В поиске документов мы исходили из даты последнего восстановления современной Читинской области. ЦИК СССР принял постановление «О разделении Восточно-Сибирского края на Иркутскую и Читинскую области» 26 сентября 1937 года. Областные органы власти стали формироваться в октябре. Как это происходило, можно проследить по документам фонда Читинского облисполкома в том же ГАЧО. Но ни областной суд, ни прокуратура области местным структурам власти не подчинялись, а, следовательно, в бумагах облисполкома о них сведений не было. В документах Читинского горисполкома за октябрь удалось лишь прочесть о выделении финансовых средств на ремонт подысканных для суда и прокуратуры помещений. Адрес их не назывался, но из текста можно было понять, что речь шла об одном здании, причем прокуратуре отдавался второй этаж, а суду - первый.
На запрос в архив Министерства юстиции РФ поступил ответ, что среди документов архивного фонда Министерства за 1937 год приказа об образовании Читинского областного суда не выявлено. В то же время этим архивом наш вопрос был переадресован в Государственный архив Российской Федерации. И вот оттуда в адрес управления Судебного департамента поступила небольшая по формату архивная справка со сведениями об образовании областного суда. На основании двух ссылок в финансовых документах нам сообщали, что он был образован в ноябре 1937 года. В частности, в объяснительной записке Читинского областного суда по годовой отчетности, датированной 5 марта 1939 года, говорится: «…Облсуд, организовавшись в ноябре 1937 г., по июнь месяц 1938 г. не имел утвержденных Правительством ставок и, согласовав вопрос в облфо, придерживался местных ставок…». (Основание: ф. А-353, оп. 14, д. 868, л.156). В сопроводительном письме к заключительному сальдовому балансу Читин-ского облсуда по состоянию на 1 января 1938 г., датированном мартом 1938 г. (число не указано), сообщается: «…В ст. 20 „разные расходы“ вошли расходы на оплату по художественному оформлению здания ко дню Октябрьских торжеств…». (Основание: ф. А-353, оп.14, д.848, л.152).
Несмотря на авторитетность Государственного архива Российской Федерации, все же следует усомниться в предложенной датировке образования областного суда. Тем более, что указанная датировка приводится по косвенным источникам. Это, во-первых. А во-вторых, Октябрьские праздники датируются седьмым и восьмым числами ноября. А ведь нужно было еще и приготовиться, чтобы приобрести материалы для художественного оформления, и кому-то выделить деньги на их приобретение, то есть должна быть уже бухгалтерия и т. д. и т. д. Следовательно, есть все основания предполагать, что областной суд существовал уже в октябре месяце.
Просматривая в архиве областного суда личные дела членов его первого состава, в графе о начале работы в облсуде у одного из судей - Щербатова Матвея Емельяновича - обнаружили запись, что сюда он был принят в октябре 1937 года.
В связи с тем, что Читинская и Иркутская области были образованы путем разделения бывшего Восточно-Сибирского края, а Иркутский областной суд образовался на базе Восточно-Сибирского област-ного суда, не обошли мы вниманием и архив Иркутского областного суда. Искомой записи о дате образовании Читинского обл-суда не оказалось и там. Тем не менее, в письме за подписью председателя Иркут-ского областного суда Валуева оказались приложенными довольно интересные ксерокопии документов из Книги приказов по Восточно-Сибирскому суду за 1936, 1937 годы. И среди них приказ № 186 от 13 октября 1937 года за подписью председателя В.-С. суда С. Касаткина: «В соответствии с постановлением ЦИК СССР о разделении Восточно-Сибирской области на Иркутскую и Читинскую, Восточно-Сибирский облсуд переименовывается в Иркутский областной суд». Приведены тут ксерокопии и других приказов, в тексте которых присутствует название Читинского областного суда. Ранний из них имеет № 193 и датируется 20 октября. Из текста его прослеживается, что в распоряжение Читинского областного суда откомандировывались члены областного суда Щербатов Матвей Емельянович и Мамонченко Е. Л.
Анализируя указанные даты, можно предположить, что современный Читинский областной суд мог возникнуть как самостоятельное учреждение 13 октября, но не ранее, и уже существовал к 20 октября.
Место в судебной системе
В соответствии со статьей 20 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов являются федеральными судами общей юрисдикции.
В системе федеральных судов общей юрисдикции они занимают положение судов среднего звена, находясь между районными судами и Верховным Судом РФ. При этом они являются одновременно высшими судебными органами судов общей юрисдикции соответствующих субъектов Федерации.
Суды среднего звена системы судов общей юрисдикции наделены равной компетенцией, имеют одинаковую структуру и в основном совпадающие полномочия. По количественному составу судей и аппарата суды различаются между собой: это зависит от объема работы данного суда, числа подведомственных ему в процессуальном отношении районных судов. Количественный состав названных судов устанавливается Верховным Судом РФ на основе данных, предоставленных Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.
Выступая в качестве вышестоящей инстанции по отношению к районным судам, суды среднего звена осуществляют функцию надзора за их судебной деятельностью, т.е. пересматривать судебные акты районных судов в кассационном и в надзорном порядке. В порядке надзора эти суды могут пересматривать и вступившие в законную силу приговоры, решения, определения и постановления мировых судей. В свою очередь, деятельность судов общей юрисдикции субъектов Федерации поднадзорна Верховному Суду РФ.
Помимо выполнения функций кассационной и надзорной инстанции, суды среднего уровня выступают в качестве судов первой инстанции по целому ряду категорий дел.
В гражданском процессе суды среднего звена судебной системы РФ в качестве суда первой инстанции рассматривают гражданские дела:
1) связанные с государственной тайной;
2) об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы российских граждан и организаций;
3) о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Федерации; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций; централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Федерации; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта Федерации;
4) об оспаривании решений (уклонении от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации, соответствующих комиссий референдума, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума.
Федеральными законами к подсудности областных, краевых и равных им судов могут быть отнесены и другие дела (ст. 26 ГПК РФ).
В уголовном процессе суды среднего уровня в качестве суда первой инстанции рассматривают следующие уголовные дела:
1) любые уголовные дела, подсудные нижестоящему суду, при наличии ходатайства обвиняемого.
2) уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью второй, 126 частью третьей, 131 частью третьей, 205, 206 частями второй - четвертой, 208 частью первой, 209 - 211, 212 частью первой, 227, 263 частью третьей, 267 частью третьей, 269 частью третьей, 275 - 279, 281, 290 частями третьей и четвертой, 294 - 302, 303 частями второй и третьей, 304, 305, 317, 321 частью третьей, 322 частью второй, 353 - 358, 359 частями первой и второй и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации.
3) уголовные дела, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну (статья 31 УПК РФ).