История
В декабре 1939 года постановлением Президиума Ленинградского Совета депутатов трудящихся из Ленинградского областного суда был выделен Ленинградский городской суд, который начал свою работу согласно приказу № 146/3 от 25 декабря 1939 года с 1 января 1940 года.
В январе 1941 года на заседании 5 сессии Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся состоялись выборы состава Ленинградского городского суда. Председателем суда был избран Константин Павлович Булдаков, заместителем по уголовным дела - Григорий Матвеевич Аверин, заместителем по гражданским делам - Михаил Аркадьевич Ронин.
В январе 1941 года на заседании 5 сессии Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся состоялись выборы состава Ленинградского городского суда. Председателем суда был избран Константин Павлович Булдаков, заместителем по уголовным дела - Григорий Матвеевич Аверин, заместителем по гражданским делам - Михаил Аркадьевич Ронин.
Начало работы суда нельзя назвать спокойным, практически сразу после образования началась Великая Отечественная война и Постановлением Военного Совета Ленинградского фронта №441 от 04 декабря 1941 года Ленинградский городской суд был преобразован в Военный трибунал.
Здесь следует отметить, что в отличие, например, от Москвы, где решение о создании городского трибунала было принято постановлением военного Совета Западного фронта, в Ленинграде, несмотря на реально сложившуюся обстановку по его блокированию с 8 сентября 1941 г., режим осадного положения специальными актами не был введен. То есть в Ленинграде специфические условия блокады не стали ключевыми признаками введения в городе и пригородных местностях режима осадного положения ни в 1941 г., ни в последующие годы войны.
Руководство и работники Ленинградского городского суда встретили сообщение о войне на рабочих местах. Делопроизводство в судах было упрощено. Практически все материалы составлялись от руки. Дефицитом стали необходимые бланки, формализованные карточки и др. Вместе с этим, суды Ленинграда делали все возможное, чтобы разрешать задачи, возникающие в сфере правосудия, в период блокады города и битвы за него. Неслучайно НКЮ РСФСР К.П. Горшенин в 1942 г. писал о ленинградских работниках суда, что "судьи г. Ленинграда, несмотря на ожесточенный артиллерийский обстрел города врагом, за время войны ни на один день не прекращали своей работы".
Самым сложным, наверное, за весь 75-летний период работы суда стал 1942 г. Помимо непрекращающихся вражеских бомбардировок, острейшей нехватки топлива и продовольствия, прибавились высокая смертность населения от голода и болезней, и многочисленные факты преступности: значительное распространение получили такие преступления, как убийство и покушение на убийство с целью овладения продкарточками и продуктами питания, стали многочисленными факты людоедства и трупоедства.
Фактически в городе в 1942 - 1943 годах на "одной площадке" действовали и Военный Трибунал и Городской суд, к деятельности которых, даже тогда, предъявлялись весьма высокие требования.
Постановлением Военного Совета Ленинградского фронта №008852 от 22 января 1944 г. "О развоенизировании Военного Трибунала г. Ленинграда" он вновь переименовывался в Ленинградский Городской Суд, который, как и в довоенный период, стал рассматривать наиболее важные категории уголовных и гражданских дел подсудности Городского и Областного судов по 1-й инстанции, а также жалобы и протесты на приговоры и решения народных судов по 2-й инстанции.
Ленинградский городской суд и, безусловно, народные суды города провели в годы войны невероятную работу, переоценить которую сложно. Благодаря профессионализму, смелости и преданности своему делу всех сотрудников суда в годы войны в городе и тылу Ленинградского фронта поддерживалась вся система военного управления и соблюдался режим чрезвычайного положения.
Необходимо сказать, что в Санкт-Петербурге создан Совет судей ветеранов в отставке - это участники Великой Отечественной войны, труженики тыла, жители блокадного Ленинграда, одним из которых является Полудняков Владимир Иванович, председатель Санкт-Петербургского (Ленинградского) городского суда с 1981 по 2003 годы.
После окончания войны многие введенные в её период чрезвычайные судебные и административные меры были отменены. Такая отмена, к примеру, коснулась смертной казни (Указ Верховного Совета СССР от 25 мая 1947 г.). Вновь вводилась выборность судей и судебных заседателей, сокращалось количество трибуналов и др. Состав суда на октябрь 1946 г. представляли 25 судей. Суд явно нуждался в пополнении. Для определения необходимого количества работников суда учитывалось фактическое поступление дел в суд и предполагаемый рост поступления дел. Исходя из этих цифр высчитывался норматив делопроизводства. Из расчета 4 уголовных дела на докладчика и 9 человек для рассмотрения поступающих кассаций, состав судебной коллегии по уголовным делам необходимо было увеличить до 16 человек. Для судебной коллегии по гражданским делам из расчета 6 дел в день и для рассмотрения кассационных дел (в среднем по 5 дел в день), необходимо было довести состав до 18 членов. Таким образом, председатель суда К.П. Булдаков заключал: "для нормальной и качественной работы Ленинградского городского суда в 1948 г. необходимо количество судей довести до 40 человек". До весны 1950 г. председателем Ленинградского городского суда оставался Константин Павлович Булдаков.
Назначение председателем Ленинградского городского суда Григория Илларионовича Еременко совпало во многом с периодом властвования в Ленинграде первого секретаря ОК КПСС В.М. Андрианова. Подстать В.М. Андрианову в Москве для Ленинграда подбирались соответствующие кадры, в том числе для правоохранительных и судебных органов. С августа 1950 г. новым председателем стал бывший председатель Ставропольского краевого суда Михаил Андреевич Чепелкин, который проработал на этой должности, к сожалению, не долго, но весьма плодотворно. Как отмечал зам. председателя суда по уголовным делам Барканов в письме зам. министру юстиции СССР В.Н. Суходреву в апреле 1952 г.: "Члены Горсуда повседневно, рассматривая дела по кассационным жалобам и протестам, глубоко и всесторонне изучают каждое дело, правильно разрешают его по существу, составляют грамотные хорошо мотивированные определения. Контролируют и правильно направляют всю деятельность народных судов, призванных бороться за соблюдение социалистической законности". Осенью 1952 г. Михаил Андреевич умер.
В эти годы в суде в целях усиления его роли в осуществлении судебного надзора, в соответствии с Указом ПВС СССР от 14 августа 1954 г. создается президиум. Президиуму предоставлялось право пересматривать в порядке надзора приговоры, решения и кассационные определения по уголовным и гражданским делам по протестам соответствующих прокуратур и судов, включая республиканский и союзный уровень (РСФСР, СССР). После упразднения в 1956 г. Управления юстиции при Ленгорсовете депутатов трудящихся часть его функций была передана Ленинградскому городскому суду.
Городской суд получил право производить ревизии народных судов Ленинграда и осуществлять контроль за всей их деятельностью, а также осуществлять руководство государственными нотариальными конторами. Все это заметно увеличило объем работы судей, потребовало поиска дополнительных резервов времени, усиления внимания к работе судов районного уровня и др.
В конце 1958 г. председателем Ленинградского городского суда стал Сергей Ефимович Соловьев. Деятельность С.Е. Соловьева совпала со временем реализации в стране и в городе, в частности, принятых Верховным Советом СССР в декабре 1958 г. Основ законодательства о судопроизводстве Союза ССР, союзных и автономных республик, которые внесли некоторые изменения в действующую судебную систему. Упразднялась, например, прежняя участковая система народных судов (в Ленинграде в 1947 г. насчитывалось 115 судебных участков – от 1 до 10 на район), происходила её замена едиными народными судами районов Ленинграда. Срок полномочий судей был увеличен с 3 до 5 лет. Выборы народных судей (сроком на 2 года) проводились теперь на общих собраниях рабочих и служащих. Народные судьи обязаны были ежегодно отчитываться перед избирателями, а районные нарсуды перед районными Советами депутатов трудящихся. Происходили и другие реорганизации. Практически в конце 1950-х середине 1960-х гг. в судебной системе Ленинграда произошли заметные перемены, смысл которых сводился к повышению центральной роли как районных нарсудов, так и судебных коллегий Горсуда, его президиума, избранных судей и народных заседателей. Перестройка судебных органов затронула все его элементы. Возросли значение и роль работников канцелярий, секретариата судов, АХО судебных учреждений, других вспомогательных служб. Во всей полноте проявилась потребность в организации делового взаимодействия суда с органами следствия, дознания и прокуратуры. Повысилась требовательность к уровню подготовки судей и других работников аппарата судов.
В 1963 г. председателем Ленинградского городского суда становится судья Городского суда Николай Александрович Ермаков. Суд в эти годы имел следующую структуру: председатель Н.А. Ермаков, два заместителя - Нина Сидоровна Исакова и Олег Васильевич Карлов, коллегию по уголовным и коллегию по гражданским делам, канцелярию по уголовным делам 1 инстанции, Президиум, канцелярию Президиума, экспедицию, финансово-хозяйственный отдел. В конце 1970 г. в Ленинграде функционировал 21 районный народный суд, председателями которых, в частности, в 1977 г. были Н.И. Кубасова, Е.М. Коснырева, В.И. Полудняков, М.С. Абрамов, М.Д. Мельников, Е.И. Котелевская. Ю.И. Жеглов, Н.Г. Власов, Р.Л. Кейгерист, Г.А. Стуликов, З.П. Антиошко, Б.Ф. Жигулин, М.П. Коготков, А.А. Иванов, Е.П. Чернова, А.А. Демченко, А. Г. Арьков, Н.А. Титов, Н.А. Костецкий, Н.С. Волженкина, В.И. Борисенко.
В 1981 г. Н.А. Ермакова на посту председателя сменил Владимир Иванович Полудняков. В.И. Полудняков, знающий «изнутри» специфику деятельности районного суда и особенности работы судей и других сотрудников Горсуда, внёс принципиальные коррективы в схему их взаимодействия.Владимир Иванович считал, что районным судам "не надо мешать работать" и что там достаточно высококвалифицированных специалистов, а контроль за деятельностью должен носить конструктивный, деловой характер.
В 1981 г. руководство Ленинградского городского суда в поисках новых форм работы приняло решение о создании 6 судебных составов по уголовным делам и 2-х - по гражданским. Необходимость такого соотношения диктовалась сложившейся стойкой тенденцией роста поступления в кассационном порядке уголовных дел при одновременном снижении числа гражданских дел. Такая реорганизация позволила иметь возможность более качественно рассматривать поступающие в кассационном порядке дела и в более сжатые сроки сдавать их в канцелярию для исполнения. Руководство пошло на эксперимент, когда в 5-м и 6-м судебных составах по уголовным делам проводили один день судебного заседания вместо двух в неделю. В результате судьи при увеличении нагрузки в течении 1 дня судебного заседания одновременно получали один день свободный от заседаний для более качественного изучения и подготовки дел к кассационному разбирательству. В настоящее время, многие суды Санкт-Петербурга используют подобную схему, когда судья оставляет один день свободным от заседаний, чтобы отписать решения и подготовиться к слушаниям вновь поступивших дел.
В целях более рационального использования рабочего времени и улучшения обслуживания населения Ленинграда в начале 1990-х гг. начальник Управления юстиции Исполкома Ленсовета М.Р. Ракута 25 февраля 1991 г. подписал приказ "Об изменении режима приема граждан и работы районных народных судов Ленинграда". Этим нормативным актом прекращалось действие приказа № 14 - ПР от 25 января 1988 г. "Об упорядочении времени приема населения в районных народных судах Ленинграда" и вводился единый режим работы районных судов города и единый прием граждан, в том числе и судьями, рассматривающими уголовные и гражданские дела, и судебными исполнителями. Этот и ему подобные документы имели важное значение для общей организации работы Горсуда и взаимодействия соответствующих структур с районными судами Ленинграда. Вообще, вопросы координации деятельности занимали приоритетное направление в управленческих решениях руководства. Вместе с этим, в работе с кадрами в суде появились серьёзные трудности.
Причинами увольнения квалифицированных судей были высокая нагрузка на работе, плохое состояние здоровья и недостаточное материальное обеспечение. Руководство Горсуда многое предпринимало, чтобы снять остроту вопроса с подбором кандидатов в судьи. Но проблема была в том, что и в районных судебных структурах "вырастить и воспитать" судью было не просто. Стало "модой" у местных партийных руководителей буквально "вырывать" из различных районных госструктур наиболее деловых, проверенных, способных, честных, образованных и профессионально перспективных работников. Нередко они рекомендовались на более высокие, хорошо оплачиваемые должности, в том числе и партийные. Не исключением стали и кадры районных народных судов.
Активнее пошёл в эти годы и процесс оформления и ухода на пенсию. В результате, например, в январе 1977 г. в суде обсуждали вопрос, что делать с Ленинским нарсудом, где после прошедших выборов остался по-настоящему грамотным лишь один судья-цивилист, поскольку несколько судей ушли на пенсию и сменился председатель суда. В своё время В.И. Полудняков призывал не торопиться с "расчисткой" судебных структур от работников пенсионного возраста. Тогда, к примеру, только в Горсуде их работало 11. "Заменять членов суда пенсионного возраста будем постепенно", - заявлял он. "К 1990 г. положение в нашем коллективе должно стабилизироваться", - подчеркивал председатель. Но, как показали последующие события, желаемой стабилизации достичь не удалось. Об этом говорил и сам Владимир Иванович в конце 1987 г., посетовав на то, что "сейчас у нас осталось очень мало работников с большим опытом работы". Впереди были "лихие 90-е"…
Распадается Советский Союз, Россия становится суверенным государством, начинаются преобразования в политической, экономической и социальных сферах жизни государства и общества. Всё это вызвало необходимость в проведении широкомасштабной судебной реформы. Данной реформе предшествовала разработанная и утверждённая Верховным Советом РСФСР 24 октября 1991 года "Концепция судебной реформы РСФСР", положения которой предполагалось отразить в Конституции РФ. Конечно же, проводимая реформа не могла не коснуться изменения структуры, процессуальных форм работы судов общей юрисдикции г. Санкт-Петербурга.
Новой России нужна была принципиально иная судебная система: самостоятельная, независимая и отвечающая требованиям времени, учитывающая дореволюционный и советский опыт, а самое главное – ставящая во главу угла защиту прав и свобод гражданина. Как говорилось в тексте Концепции, реформа задумывалась "не для подгонки жизни под умозрительные схемы, а для блага человека". Руководством Санкт-Петербургского городского суда было сделано все возможное, чтобы эти необходимые нашему городу реформы, были реализованы, чтобы утвердились такие принципы, как независимость, несменяемость и неприкосновенность судей, доступность и открытость правосудия, состязательность судебного процесса. Это были непростые времена, в которые всей городской судебной системе пришлось испытать колоссальнейшие проблемы и трудности. Этому в значительной степени способствовали фактическое разрушение всей прежней структуры городского управления, нерешенные вопросы материального, финансового, кадрового и других видов обеспечения деятельности ГорСуда. Используя накопленный в прежние времена позитивный опыт работы с кадрами, изучая и часто оберегая их, Ленинградский городской суд сумел дать достойный ответ новым вызовам времени и создать предпосылки для проведения необходимой реформы всей городской судебной системы. Здесь следует сказать еще об одном историческом событии в жизни нашего суда. По указу Президиума Верховного Совета РСФСР от 6 сентября 1991 года с возвращением городу Ленинграду его исторического названия Ленинградский городской суд стал Санкт-Петербургским. В этот непростой период теперь уже Санкт-Петербургским городским судом продолжал руководить В.И. Полудняков, который начал вести активную работу по обновлению и увеличению кадрового состава суда, приглашая в городской суд, хотя и молодых, но уже довольно опытных судей из районных судов. Именно этому составу предстояло осуществлять правосудие в нелегкое время значительных перемен и в условиях разработки и принятия нового законодательства.
В 2003 году Владимир Иванович Полудняков ушел в отставку и обязанности председателя Санкт-Петербургского городского суда стала исполнять Валентина Николаевна Епифанова, которая последовательно Указами Президента РФ № 327 от 6 апреля 2006 года и № 94 от 20 января 2012 года была назначена председателем. Валентина Николаевна столкнулась с огромным количеством проблем – это и становление мировой юстиции, ввод института суда присяжных, фактически продолжающаяся реформа, большая текучка кадров из-за низкого уровня заработной платы, глобальная информатизация и "выход" судов в Интернет, введение электронного делопроизводства и его постоянные обновления, весьма скромное материально-техническое обеспечение, строительство нового здания городского суда, а также поддержка строительства районных судов - в настоящее время уже построены здания Зеленогорского и Пушкинского районных судов, завершено строительство зданий Выборгского, Невского, Колпинского и пристройки Кировского районных судов, ведется перестройка Фрунзенского суда, разработан проект и в 2015 году начинается строительство Московского районного суда и многое другое.
В 2013 году ГорСуд переехал в новое специально построенное в рамках Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2007-2012 годы здание для осуществления правосудия на улице Бассейной. Ранее суд располагался в здании на Набережной реки Фонтанки, а до этого в здании Старого Арсенала на Литейном проспекте.
Новое здание отвечает всем современным требованиям и представляет собой комплекс отдельных функциональных блоков из 4 корпусов:
Корпус "А" содержит административные помещения, расположенные на 5 этажах: приемная председателя суда, заместителей, кабинеты судей кассационной инстанции, зал президиума, конференц-зал, зал официальных делегаций, комнаты приема документов и канцелярии суда. При входе в здание в атриуме установлена восьмиметровая статуя богини правосудия Фемиды.
Корпус "Б" - корпус залов судебных заседаний, размещенный на 7 этажах. В 40 залах судебных заседаний для рассмотрения уголовных дел, в том числе 6 для рассмотрения дел с участием присяжных заседателей, установлены прозрачные боксы для лиц, содержащихся под стражей. 15 помещений предусмотрены для рассмотрения гражданских дел.
На 8 этажах корпуса "В" располагаются рабочие кабинеты судей, помощников и секретарей судебных заседаний.
Архив суда занимает корпус "Г", состоящий из 7 этажей. Кроме того, в данном корпусе размещаются органы судейского сообщества Санкт-Петербурга: квалификационная коллегия судей, экзаменационная комиссия и совет судей.
Помещения суда укомплектованы информационными киосками, видео-стендом и информационными табло, отображающими справочную информацию и информацию о рассмотрении дел. 12 залов судебных заседаний оснащены системой видео-конференц связи.
В здании суда созданы все условия для обеспечения доступа граждан к правосудию.
В разделе
"Фотогалерея" Вы можете посмотреть фотографии интерьеров нового здания Санкт-Петербургского городского суда.
Кроме того, говоря о Санкт-Петербургском городском суде сегодня, необходимо отметить, что настоящее было бы невозможно без качественной работы огромного количества профессионалов – судей и сотрудников аппарата 22 районных судов и 211 мировых судей Санкт-Петербурга. Сегодня Санкт-Петербургский городской суд – это 147 судей и 310 сотрудников аппарата суда. Это организация, в которой знают и уважают богатую историю, ценят накопленный опыт и используют его в своей работе. Санкт-Петербургский городской суд – это слаженный механизм, современный и постоянно совершенствующийся, использующий в своей работе современные технологии и последние разработки, идущий в ногу со временем. Коллектив Санкт-Петербургского городского суда - это большие профессионалы, любящие свою работу и, несмотря на огромную, увеличивающуюся с каждым годом, нагрузку, верой и правдой служащие главной цели – вершению правосудия скорого, правого и равного для всех.
Место в судебной системе
Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.
Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии сКонституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации". Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных указанным Федеральным конституционным законом, не допускается.
В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.
К федеральным судам относятся:
Конституционный Суд Российской Федерации;
Верховный Суд Российской Федерации;
верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.
Санкт-Петербургский городской суд является судом общей юрисдикции, непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к районным судам, действующим на территории Санкт-Петербурга. Для Санкт-Петербургского городского суда вышестоящей инстанцией является
Верховный Суд Российской Федерации.