ПРАВО.ru

Арбитражный суд Кемеровской области


Арбитражный суд Кемеровской области

Арбитражный суд Кемеровской области

Руководство

Председатель суда Кощеев Константин Леонидович
Заместитель председателя суда Васильева Жанна Александровна
Заместитель председателя суда Федотов Александр Федорович
Заместитель председателя суда Бородынкина Анна Егоровна

Контакты

Адрес 650000, г. Кемерово, ул. Красная, д.8; ул. Н.Островского 12а
Телефон (384-2) 45-10-16 ул. Красная 8; (384-2) 45-10-47Н.Островского 12а (по делам о несостоятельности (банкротстве))
Сайт http://kemerovo.arbitr.ru

История

  Органы Государственного арбитража в Западной Сибири начали формироваться в период ускоренной индустриализации конца 30-х начала 40-х годов прошлого века. Нараставшая угроза мировой войны все больше оказывала влияние на преодоление отставания экономики страны и создание условий для ее работы в экстремальных условиях военного времени. Эти процессы обуславливали потребность регулирования возраставших конфликтов директивно-распределительного механизма плановой экономики.

    С первых дней Великой Отечественной войны формирование мощного оборонного комплекса на востоке страны, требовало в первую очередь компенсации Кузбассом утраченного донецкого угля, перестройки металлургических предприятий Кузбасса на выпуск броневой стали, наращивания производства кокса и химической продукции, необходимых для производства боеприпасов. Практически сразу обозначился и вопрос с размещением прибывавших в эвакуацию предприятий и организаций, организации производства ими продукции.

    От всех органов Госарбитража требовалось усиление борьбы с невыполнением хозорганами обязанностей поставке продукции для нужд фронта, а так же с недостатками, которые выявлялись при рассмотрении споров. Особое внимание было обращено на необходимость разрешение споров, возникновение которых порождено было самими условиями военного времени.

    К сорок третьему году индустриализация, а затем и войны Кузбасс стал первой угольной и второй металлургической базой военной экономики, что предопределилщ решение о выделении Кузбасса в самостоятельный регион и 26 января 1943 года Президиумом Верховного Совета СССР был издан Указ «Об образовании Кемеровской области в составе РСФСР».

    Административные преобразования предполагало создание и органов Госарбитража в Кузбассе. Образование Госарбитража в Кузбассе началось с утверждениея в мае 1943 года Государственной штатной комиссией при Совете народных комиссаров СССР штатного расписания Государственного арбитража при исполнительном комитете Кемеровского областного Совета депутатов.

    11 июня 1943 года решением Исполнительного комитета Кемеровского облсовета депутатов трудящихся на должность Главного арбитра при Кемеровском облисполкоме был утвержден Тимонов Николай Алексеевич.

    В условиях военного времени Госарбитраж уделял большое внимание не только разрешению споров, но и выявлению, недостатков в работе предприятий и организаций, как их тогда называли - сигнализациям, сопровождавшимися не только констатацией нарушений, но и содержавших конкретные предложения. Значительная работа велась по разрешению споров связанных с эвакуацией предприятий военно-промышленного комплекса, проходившей в сложнейших условиях, где неизбежно возникали негативные последствия перемещения предприятий на новые территории.

    Все годы войны Госарбитраж, несмотря ни на какие трудности, связанные с условиями работы, кадровый «голод», отсутствие, особенно на начальном этапе, директивной связи с вышестоящими органами, выполнял свои функции, определяя главной задачей неукоснительное выполнение планов предприятиями оборонного комплекса по снабжению фронта, соблюдения ими договорной дисциплины.

    Окончание войны и переход к мирной жизни в стране означал изменения в экономике, характеризуемых выпуском гражданской продукции, необходимостью реэвакуации предприятий и организаций, восстановления разрушенных заводов и фабрик, налаживанием хозяйственных связей, ростом товарооборота, а следовательно возрастанием значения госарбитража в урегулировании имущественных и преддоговорных споров.

    Плановые органы, директора предприятий не всегда оказывались готовыми к конверсии, что в целом значительно усложняло работу Государственного арбитража, основной задачей которого в тот период являлось укрепление договорной и плановой дисциплины при рассмотрении проходивших через него дел.

    В апреле 1954 года Главным арбитром Государственного арбитража при Кемеровском облисполкоме был назначен ветеран войны, фронтовик Михаил Спиридонович Быков, который в дальнейшем будет возглавлять арбитраж в Кузбассе вплоть до 1971 года.

   С начала 1960-х гг. в деятельности госарбитражей Западной Сибири, тесно и много работавших с предприятиями местной промышленности и торговли, на первое место вышли споры по обеспечению качества и ассортимента товаров народного потребления, обусловленных запросами населения на улучшение качества жизни.

 К началу 70-х годов в Западной Сибири наибольшее количество дел с наибольшими исковыми требованиями рассматривалось в Кемеровском госарбитраже, что обуславливалось нахождением в Кузбассе угледобывающей отрасли, больших предприятий металлургии и химии, а так же Кемеровской железной дороги.

    В июне 1971 года главным арбитром госарбитража в Кемеровской области был назначен Иван Иванович Матвиенко.

   Начало 80-х годов внешне не предвещало каких-либо радикальных перемен ни в экономике, ни в общественной жизни страны в целом. По прежнему велась борьба за укрепление дисциплины на производстве, повышалась роль трудовых коллективов, развивалось соревнование за выпуск продукции со Знаком качества. Но все принимавшиеся меры плановой экономики, основанной на командно-административном управлении, не приводили ни к устойчивому росту производства, ни к его качественным изменениям, накапливая проблемы «застоя» во всех областях экономики, значительно снижая темпы ее развития.

    Неизменной в этот период оставалась и функция госарбитража, который при своих весьма ограниченных полномочиях хотя и решал широкий круг задач, но все более превращался в контрольный и правоприменительный орган, считаясь скорее ведомством для общего повышения эффективности экономики.

Если с началом перестройки перед Кемеровским арбитражем стояли прежние задачи - дальнейшего усиления роли правовой работы в укреплении государственной дисциплины и повышению эффективности общественного производства, борьбы с хищениями и бесхозяйственностью, укреплении законности, то в дальнейшем положение стало меняться. Арбитраж стал все больше уделять внимания защите законных прав и интересов предприятий, которые добивались полного осуществления предоставленных им законом прав, арбитраж все чаще пресекал правовыми средствами факты необоснованного вмешательства вышестоящих органов в деятельность предприятий.

На рубеже десятилетий плановая экономика все ярче стала показывать невозможность своего дальнейшего существования, страна постепенно сталкивалась с повсеместным нарушением договорной дисциплины и плановых обязательств, обнажая кризис снабжения, переходя на бартерные поставки.

    Главный вывод, который совершенно обосновано и справедливо делал главный арбитр И. И. Матвиенко, выражая мнение своих коллег и подчиненных, заключался в том, что «все эти процессы в экономике неизбежно уже в ближайшее время потребуют коренной перестройки арбитража и преобразования его в судебный орган».

    Первым шагом насущно назревшей проблемы реформирования госарбитражей исходя из реалий экономических и политических преобразований в стране стало принятие 17 мая 1991 г. Закона СССР «О Высшем арбитражном суде СССР», а затем и 4 июля 1991 г. Закона РСФСР  «Об арбитражном суде».

Становление современной системы арбитражных судов началось в июле 1991 года с принятием Закона РСФСР «Об арбитражном суде». Система Государственного арбитража с 1 октября 1991 года была упразднена. Кардинальное реформирование системы государственных арбитражей было обусловлено теми экономическими реалиями, в которых находилась Россия в 1991 году: распад Советского союза, переход к рыночной экономике, появление новых форм собственности.

    Организация новых органов государственной власти хотя и предполагала использование существовавшей материально-технической базы государственных арбитражей, но требовала значительных усилий, связанных с подбором в возросших численно кадров судей и аппарата судов. Требовала кардинальных изменений и сама работа, обуславливавшегося как новым процессуальным порядком рассмотрения споров, так и масштабными изменениями нормативной базы.

    Организацию создания арбитражного суда в Кемеровской области было поручено проводить Ивану Ивановичу Матвиенко, который 20 марта 1992 г. постановлением Верховного Совета Российской Федерации был избран первым председателем Арбитражного суда Кемеровской области.

    Началом работы Арбитражного суда Кемеровской области принято считать 4 июня 1992 г., когда было принято постановление Верховного Совета Российской Федерации «Об избрании Кемеровского областного арбитражного суда», избравшего первый состав из двадцати одного судьи, включая двух заместителей председателя суда - Кондрашову О.Г. и Засухина О.М.

 Уже в июне 1992 года вынесены первые решения судей Арбитражного суда Кемеровской области. Экономическое положение Кузбасса являющегося крупнейшим промышленным, угледобывающим регионом, богатым предприятиями химической промышленности, черной, цветной металлургии обуславливало непосредственное влияние на историю развития Арбитражного суда Кемеровской области, судебные споры в котором отражали экономическую ситуацию в регионе.

    В 1990-х годах арбитражная система столкнулась с волной споров, связанных с рейдерскими захватами предприятий, незаконной приватизацией, переделом собственности. В Кемеровский арбитраж нескончаемым потоком шли иски с целью захватить или переделить собственность, используя пробелы непроработанного законодательства, или избавиться от долгов и обязательств с помощью банкротства.

    Принятие в 1992 году Закона "О несостоятельности (банкротстве) предприятий", повлекло выделение банкротных споров в отдельную специализацию судей  для чего был создан соответствующий 4-й судебный состав, председателем которого стала Сегодина Г.М.

С 1 июля 1995 года вступил в силу Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации», который установил трехзвенную структуру арбитражных судов. Одновременно вступил в силу и новый Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации 1995 года, закреплявший, в том числе эти изменения процессуально. Были образованы федеральные арбитражные суды округов с полномочиями кассационной инстанции и введена апелляционная инстанция.

    В 1995 году начал свою работу Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, который стал кассационной инстанцией для девяти субъектов Российской Федерации, включавшей Кемеровскую область. Новые положения Законов повлекли изменения и в структуре Арбитражного суда Кемеровской области, где приказом от 1 июля 1995 г.  создавался новый судебный состав для рассмотрения споров в апелляционной инстанции.

    В 1998 году Арбитражный суд Кемеровской области впервые в своей истории получил собственное здание по адресу ул. Красная, 8, обретя помещения соответствующие в то время всем необходимым для отправления правосудия требованиям. С небольшой пристройкой в 1999 году площадь здания суда составила почти 4600 квадратных метров, что позволяло разместить всех сотрудников и участников судебных разбирательств в комфортных условиях, где имелись кабинеты судей, залы судебных заседаний, просторные холлы, архив и своя столовая.

    В 2003 году в Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" вновь были внесены изменения, которые теперь касались создания и деятельности арбитражных апелляционных судов, как самостоятельной судебной инстанции. Арбитражный суд Кемеровской области был отнесен к компетенции Седьмого арбитражного апелляционного суда.

  Несмотря на то, что с начала 2000-х гг. экономика региона стала заметно оживать, наметился небольшой рост производства, многие крупные предприятия региона смогли выйти из состояния кризиса и банкротства, арбитражные суды столкнулись с новыми вызовами.

    Несовершенство законодательного регулирования вначале повлекло целую волну банкротств кредитных потребительских кооператив, где пострадавшими оказались тысячи людей, которые не смогли вернуть свои сбережения.

    С приходом нового главы Центробанка России  в 2013 году начался активный процесс зачистки банковского рынка от проблемных игроков, были отозваны лицензии у сотен кредитных организаций. Последствия реализации таких мер отразились и в отношении кредитных организаций, расположенных на территории Кемеровской области, породив соответствующие иски в арбитражном суде региона.

    В марте 2006 года Арбитражный суд Кемеровской области возглавил в качестве председателя суда - Виктор Михайлович Суворов.

 С принятием положения о банкротстве граждан в октябре 2015 года, назревшие проблемы граждан, помноженные на агрессивную рекламу юридических услуг по их разрешению, привели к взрывному росту таких дел в арбитражных судах.

    Рост численности судей, обусловленных ростом дел, все больше влиял на ограниченные возможности размещения суда. В связи с этим, в 2016 года составы суда, рассматривающие споры о несостоятельности (банкротстве) вынуждены были разместиться в другом здании, где уже к 2021 году и там не стало хватать необходимых площадей, приведших к новому переезду на улицу Н. Островского, 12а.

 

Место в судебной системе

 Арбитражный суд Кемеровской области относится к первому уровню системы арбитражных судов. Данный суд в соответствии со статьей З6 федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г.   1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации": рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты; обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;изучает и обобщает судебную практику;подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;анализирует судебную статистику.

Президиум арбитражного суда Кемеровской области действует в составе председателя  суда, его заместителей, председателей судебных составов и судей. Утверждает по представлению председателя суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда; рассматривает вопросы судебной практики и организации работы суда.

В Арбитражный суд Кемеровской области входят коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений   и коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений. Судебные коллегии рассматривают в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику, а также осуществляют иные полномочия, предусмотренные регламентом арбитражных судов.