Полгода Высшая квалификационная коллегия судей разбиралась в деле главы ингушского арбитражного суда Хусейна Тутаева. Туда на него пожаловался Джамалейл Аушев, мужчина утверждал, что председатель вступил в связь с его женой, да не где-нибудь, а в служебном кабинете суда. ВККС подошла к делу серьезно и создала комиссию, которая занялась собственным расследованием. В это же время сам Тутаев жаловался в следственные органы на клевету. Ко вчерашнему заседанию оказалось, что комиссия видит проступок, а дознаватель наоборот после многочисленных отказов, решил возбудить уголовное дело.
Весной прошлого года на Youtube появился ролик ""Духовные скрепы" Арбитражного судьи Тутаева Х.А.". На видеозаписи некие мужчина и женщина занимаются действиями сексуального характера, а в подписи утверждается, что это глава Арбитражного суда республики Ингушетия Хусейн Тутаев и его подчиненная Н. Личность женщины раскрыл ее уже бывший муж Джамалейл Абдул-Вагапович Аушев, он узнал в ролике свою жену, развелся с ней и пожаловался в Высшую квалификационную коллегию судей, требуя лишить развратника полномочий. Правда, само заявление в ВККС Аушев подал в конце февраля прошлого года, а значит, видел видеозапись раньше, но как она к нему попала он не поясняет. В заявлении Аушев указал, что бывшая супруга Тамара Нагоева проработала в аппарате АС Ингушетии с 2001 по 2012 год, а потом уволилась, так как ей предложили должность получше. Что именно за должность, Аушев не указывает, зато в своем заявлении поясняет — "как мне сейчас стало известно, достоверной причиной увольнения послужили "не совсем служебные отношения" между Нагоевой Т.У. и председателем Арбитражного суда Республики Ингушетия Тутаевым Хусейном Алиевичем".
Аушев требовал лишить главу суда полномочий со ссылкой на ст. 6 Кодекса судейской этики, предписывающую следовать высоким стандартам морали и нравственности и избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти и причинить ущерб репутации судьи, и на ст. 12.1. закона "О статусе судей", устанавливающую, что за нарушение норм настоящего закона и положений кодекса может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде лишения полномочий.
ВККС пыталась разобраться, как реагировать на такое обращение, с лета прошлого года. Рассмотрение неоднократно переносилось для дополнительных проверок, и в результате в материалах оказалось три экспертизы видеозаписи: Тутаева, констатировавшая в ролике монтаж, противоположная со стороны Аушева и, наконец, проведенная в ЭКЦ ГУ МВД по Ставропольскому краю. Последняя сделала вывод, что монтажа нет.
8 апреля 2013 года сам Тутаев обратился в следственные органы с требованием возбудить уголовное дело по ч. 2 ст. 128.1 УК (клевета — штраф до 1 млн руб. или в размере дохода осужденного за период до одного года либо обязательные работы до 240 часов), однако в этом ему неоднократно отказывали. На вчерашнем заседании ВККС докладчик зачитал причины таких отказов: "Дознаватель указывает, что назначить портретную экспертизу не представляется возможным, поскольку Тутаев уклоняется от предоставления фотографии для ее проведения. Также Тутаев отказался от дачи любых пояснений по своему же заявлению. Препятствовал в допуске в комнату отдыха, где предположительно был снят видеоролик, в связи с чем невозможно сделать вывод, что распространение сведений заведомо ложное". Докладчик заявил, что комиссия, созданная ВККС для выяснения всех обстоятельств, приходит к выводу, что "указанные в жалобе обстоятельства имели место". К такому же выводу еще в марте 2013 года пришел совет регионального отделения Ассоциации юристов России (АЮР), он исключил Тутаева из своих рядов за совершение действий, порочащих организацию.
Адвокат Аушева Карине Маркарян настаивала на лишении Тутаева полномочий: "Факт поступка подтвержден экспертизой, допросами лиц, внеслужебные отношения с женой доверителя неофициально подтверждают многие сотрудники Арбитражного суда Республики Ингушетия. Считаю, что коллегии предоставлено достаточно материалов, для принятия объективного решения", — заключила она.
Адвокат Тутаева Адам Тутаев появился на заседании с опозданием и принес новые документы — постановление от 27 января 2014 дознавателя УМВД по городу Магас о возбуждении уголовного дела по обращению Тутаева. Адвокат пояснил, что исключение из АЮР — работа недоброжелателей, как и вся ситуация — лишь борьба внутренних группировок в суде. "В кабинет можно зайти в любое время, и мой доверитель не уклоняется. Как это дознаватель пишет, [что] его нет на месте? Не может не быть постоянно на месте председателя суда", — говорил адвокат. И наконец, все предполагаемые участники видеозаписи утверждают, что это не они, — подчеркнул Тутаев.
Зампредседателя ВАС Артур Абсалямов, попросил коллег не спешить с выводами: "К заключению комиссии, проводившей проверку, мы относимся с уважением. Но на наш взгляд, результаты ее могут являться лишь поводом для обсуждения, но не осуждения. Такой вывод мы делаем потому, что данных, полученных в установленном порядке и доказывающих вину, нет". По его мнению, если не брать во внимание конкретных участников, то здесь можно говорить "о супружеской измене, и связывать это с ответственностью должностного лица вряд ли правильно". Абсалямов рассказал, что несколько раз ездил в АС Ингушетии, так как в жалобе Аушева были ссылки и на проблемы в самом суде — нарушения при принятии обеспечительных мер, назначениях заместителя председателя и других. По его словам, была проведена работа и сейчас атмосфера в суде хорошая, а что касается ролика, то обсуждать его никто не хочет.
Совещание коллегии продолжалось больше часа. Жалоба Аушева была оставлена без удовлетворения.