Отчет главы правительства Дмитрия Медведева о работе за 2013 года неожиданно изобиловал высказываниями о Крыме и международных санкциях и тех задачах, которые в этой связи должны быть решены. В очередной раз обещано улучшение бизнес-климата, в том числе за счет "системного" изменения законодательства и правоприменения, в том числе административной нагрузки. Один из депутатов воспользовался этими словами для того, чтобы поднять тему, весьма интересующую российских нотариусов.
Сегодня глава российского правительства в шестой раз отчитывался перед депутатами Госдумы о результатах работы за прошлый год. Дмитрию Медведеву, до этого занимавшему президентское кресло, пришлось делать это во второй раз.
Свое выступление он начал с темы международных санкций в отношении российских чиновников из-за включения в состав России Крыма и Севастополя – территорий, "которые духовно и культурно всегда оставались с нашей страной". Медведев перечислял вопросы, которыми "задаются все жители нашей страны и депутаты Госдумы", и сразу же отвечал на них.
"Не пострадает ли наша экономика от введения ограничительных мер? – назвал Медведев первый вопрос. – Я уверен, что мы сумеем минимизировать их последствия. Правительство готово действовать в условиях, когда приоритетом работы становится защита экономики и граждан от таких недружественных действий". Но экономический курс "с учетом новой драматургии мировых процессов" менять не будут. "Политика правительства это всегда все-таки продуманная и выстроенная система действий. [Она] одобрена президентом, – напомнил Медведев. – Я не считаю правильным менять ее принципиальным образом. В обстоятельствах беспрецедентного вызова для нас крайне важно спокойно, без истерик продолжать выбранную экономическую стратегию, но это не значит, что мы не будем вносить коррективы". При этом премьер оптимистичен. По его мнению, у России появилась возможность создать новую основу национальной экономики, которая бы базировалась на собственном производстве. "В последние годы стало понятно, что мы способны и собственными силами модернизировать российскую промышленность", – заявил он позднее. Привел и ряд цифр, которые, впрочем, свидетельствовали о том, что экономическое положение в стране далеко не самое благополучное: ВВП увеличился на 1,3%, рост промышленного производства составил 0,4%. "Неплохую динамику", по мнению Медведева, продемонстрировали денежные доходы населения, увеличившись на 3,3%, а реальная зарплата выросла на 5,3%, а номинальная среднемесячная увеличилась почти до 30 000 руб.
Зато ситуацию с обеспечением детей местами в детских садах Медведев назвал "прорывом": создано 400 000 новых мест, очередь сократили почти на двести тысяч. Схожие оценки были у главы правительства и относительно темпов строительства жилья. "Никогда в постсоветской истории в стране [его] не строилось так много, как в прошлом году. По данным Росстата было введено [в эксплуатацию] 70,5 млн кв. м общей площади", – говорил он с трибуны.
"Пострадает ли наша социальная сфера? – задавал сам себе вопрос Медведев и тут же отвечал. – Что бы ни происходило вокруг нашей страны, какие бы трудности ни испытывала наша экономика, все взятые на себя социальные обязательства мы выполним в полном объеме". В зале раздались жидкие аплодисменты. В целом премьеру хлопали раз шесть, но без воодушевления.
"Не пострадают ли наши граждане в условиях этих пресловутых санкций, – сказал, понизив голос Медведев. – Мы не допустим, чтобы наши граждане стали заложниками политических игр".
"Пострадает ли вообще наш бизнес, наши предприниматели? – озвучил Медведев еще одну тему для беспокойства. По его словам, бизнес получит необходимую защиту, если будут предприняты недружественные действия. "А нашим компаниям и без всяких санкций надо учиться работать в условиях жесткой конкуренции", – посоветовал премьер.
Впрочем, зашла речь и об улучшении условий для ведения бизнеса, которое "не должно быть косметическим". "Для этого требуются системные изменения законодательства и дальнейшая работа по снижению административной нагрузки и конечно, качественное правоприменение", – не назвав конкретные предложения, заявил премьер. Заодно он пообещал, что правительство не намерено повышать налоги. "Предстоит реализовать решение о двухлетних налоговых каникулах для вновь создаваемых в производственной, научной, социальной сферах малых предприятий, – пообещал Медведев. – Эти полномочия будут предоставлены субъектам".
После слов Медведева о снижении административных барьеров логичным выглядел вопрос депутата от "Справедливой России" Михаила Емельянова. Но вполне возможно, у его была и другая причина его задать – его супруга, согласно сообщениям прессы, трудится в Москве нотариусом. "В Крыму действует ряд норм, механизмов, которых нет в нашем законодательстве, но [они] весьма эффективны. В частности, право на недвижимое имущество в Крыму регистрируют за один день. Нам об этом остается только мечтать в связи с нашей бюрократией, – заметил Емельянов, промолчав про то, что эта быстрота сопровождается обязательным нотариальным оформлением сделок с недвижимостью.
– Все хорошее, что есть в Крыму и Севастополе и что реально работает мы должны взять на вооружение. Но все-таки когда мы смотрим на те или иные административные процедуры, мы должны реально оценивать к чему они реально приводят, – ответил Медведев. – Если говорить о ситуации в Крыму с регистрацией прав на недвижимость, то мы с вами понимаем, какое количество нарушений там было, и какое количество, по сути, самозахватов там образовалось, когда Крым находился под юрисдикцией Украины. Поэтому быстрота регистрации это хорошо, но не менее важна юридическая чистота регистрации, чтобы нас потом не забросали исками в судах.
Но окончательного "нет" премьер не сказал, напротив. Он пообещал посмотреть на то, как в Крыму была организована регистрация прав на недвижимое имущество и, "если есть возможность", то распространить ее на существующую в России юридическую практику в этой сфере.
Это не чужая для Медведева тема. Проект "нового Гражданского кодекса", который активно проводился через Госдуму в его президентство, была норма об обязательном оформление сделок с недвижимостью через нотариуса для физлиц (для юрлиц такой порядок уже существует). Но вскоре после того, как Медведев покинул кресло главы государства, из законопроекта это положение исчезло. Формальной причиной назвалось отсутствие нового закона о нотариате, который готовится уже четвертый год. "Президентская сторона предлагает к этой теме [вернуться], когда закон о нотариате пройдет", – говорил глава думского комитета по законодательству, единоросс Павел Крашенинников осенью 2012 года. Его законопроект в Думу внесен, но не прошел еще и первое чтение. А минюстовский даже еще и не покинул ведомство.