Российские нотариусы начали сегодня выбирать нового президента Федеральной нотариальной палаты в условиях скандала с подменой законодательства и жалоб по этому поводу в Конституционный суд. Регионалы считают, что их дискриминируют, что нарушаются принципы федерализма, а один из кандидатов даже снялся с выборов в знак протеста. Но "столичное" большинство гнет свою линию.
Многие российские нотариусы, собравшиеся сегодня в московском отеле "Бородино" на годовое отчетно-выборное собрание представителей региональных палат, чтобы, в том числе, избрать и президента ФНП, были раздражены. С майских перевыборов прошлого года (тогда ни один из двух кандидатов не смог набрать квалифицированное большинство в 55% от числа участвовавших) законодательство радикально изменилось, причем не очень понятным способом.
Ранее у каждой нотариальной палаты был один голос, но в декабре 2013 года Госдума приняла правительственный закон о регулировании секьюритизации финансовых активов, в котором от первоначального проекта 2009 года осталась лишь подпись "Президент Российской Федерации". С подачи единороссок Натальи Бурыкиной и Марины Мукабеновой в него попали и поправки в "Основы законодательства о нотариате", о которых не знал ни думский комитет по госстроительству (это предмет его ведения), ни регионы (законодательство о нотариате относится к вопросам совместного ведения с субъектами федерации). Теперь, по новым правилам, у каждой палаты столько голосов, сколько нотариусов в ней. Коррективы сыграли на руку крупным палатам, в частности, московской (700 нотариусов из 7500 в России).
Сегодня во время обсуждения повестки дня главы нескольких палат, в частности, Хакасии и Тывы просили повременить с выборами. Поводом стало то, что недовольные новыми правилами голосования начали обращаться в суды. Нотариусы Хакасии и Чувашии обратились в Конституционный суд ("чувашское" заявление зарегистрировано под номером 3701/15-01/2014). Они просят его оценить на соответствие Конституции новую редакцию ст.31 "Основ", в которой изложены новые правила выборов президента ФНП. Заявители считают, что новшества противоречат принципу федерализма, и ущемляют права небольших палат. Ставропольские же нотариусы подали сходное по смыслу, но локальное по значению заявление в Промышленный райсуд Ставрополя, а тот направил запрос в КС (номер 4921/15-01/2014).
– Почему 10 палат сегодня будут решать все? Остальным можно собираться и уходить. Это нечестно, несправедливо! – возмущалась Светлана Зылевич, глава красноярской палаты, одна из кандидатов на президентский пост в ФНП. "Если мы сегодня избираем президента и членов правления, а КС выносит вердикт, что норма незаконна. Что дальше? Законность выбранных коллег как будет выглядеть? Что мы дальше будем делать? – задавала вопрос глава нотариальной палаты Кабардино-Балкарии Ануся Целоусова. Не в восторге от новелл и пока еще действующая президент ФНП Мария Сазонова, следовало из ее выступления с отчетом о работе. Она тоже говорила о нарушении принципа федерализма и закреплении неравенства среди палат при принятии решения высшим органом.
Но у сторонников перевыборов по формуле "сейчас и немедленно" был союзник. Руководитель Департамента Минюста по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой Сергей Погудин говорил, что с уважением относится к тем, кто не поддерживает закон, но все же речь идет об его исполнении. "Обращение в суд не приостанавливает действие закона", – настаивал он.
В результате было решено главу ФНП все же выбирать. Изначально за этот пост боролись пять кандидатов: Константин Корсик (Московская городская нотариальная палата), Светлана Зылевич (Красноярск), Николай Кашурин (Ставрополь), Наталья Гончарова (президент волгоградской палаты) и ее земляк, "рядовой" нотариус Борис Борзенко. Однако тут же произошел конфуз: представитель избирательной комиссии ФНП Елена Михайлова сообщила, что Кашурин не будет участвовать в выборах. Она зачитала его обращение, в котором тот ссылался на изменения в 31-ю статью "Основ". Новые правила приведут к незаконности результатов выборов, а сама норма противоречит ст.5 Конституции о равенстве всех субъектов РФ, следовало из его заявления. Кроме того, Кашурин ссылался на то, что сейчас в выборах главы ФНП не участвуют нотариусы из Крыма и Севастополя, а это нарушает их права.
Около получаса собравшиеся спорили, что делать с бюллетенями из-за выбывшего кандидата. В результате договорились не готовить новые, а просто вычеркнуть фамилию Кашурина. Затем еще около 20 минут нотариусы не могли договориться, когда заслушивать предвыборные речи – сегодня или завтра. Путем голосования все же определились: не откладывать, чтобы ночью обдумать предвыборные обещания кандидатов.
Под ночь большинство из них былм лаконичны. Борзенко рассказывал, чем отличается от других кандидатов. "Самосовершенствование, повышение профессионального уровня, инновации, социальная сфера. Эти пункты обнаружены и в программах других кандидатов. [Они] неплохие, они говорят, что все кандидаты поведут нас точно не назад, – рассуждал он. – Я не знаю, чем я должен быть оригинален. Мне кажется, я бы сделал упор на то, чтобы нотариальное сообщество не потеряло свою самоидентификацию".
Зылевич предпочла рассказать не о программе, а о себе, как о человеке с "синдромом отличницы", которая дотошно вникает во все вопросы. "Я сама удивлена, что дала согласие на предложение баллотироваться", – созналась она.
Гончарова и Корсик говорили о необходимости держать руку на пульсе законодательных изменений, но подходы у них были кардинально разные. "У нас до сих пор нет системного закона о нотариате. Нет политической воли. Наша задача, конечно же, в поддержании конструктивных отношений с госорганами, – говорила Гончарова. – Но никто никогда не разубедит меня в том, что нам не нужны траншевые изменения в Основы. Нам нужен системный, серьезный закон о нотариате и нотариальной деятельности".
Корсик был другого мнения. "Совершенствование законодательства о нотариате путем точечных изменений сейчас способно поддержать развитие нотариата, пока системный закон детально не проработан и не принят, – рассуждал он. – Главным приоритетом ФНП является законопроектная работа, значимость которой в современных условиях сильно возросла".
Оба кандидата говорили о важности усиления роли нотариата в современном российском обществе. Корсик, в частности, настаивал на необходимости расширения компетенции нотариата, в том числе на сделки с недвижимостью, а также про введение повышенной доказательственной силы нотариальных документов и развитие электронного взаимодейтвие нотариата с различными ведомствами.
Завтра нотариусы смогут рассказать о своих впечатлениях относительно программ кандидатов и будут выбирать победителя.