Пока судебные чиновники просят дополнительные средства на создание в Крыму управлений Судебного департамента, Госдума одобряет президентские законопроекты о "создании органов судейского сообщества" на присоединенных территориях. Финансовый вопрос депутатов не интересовал, зато коммунист Владимир Федоткин решил, что неправильно давать преимущество в конкурсе на места в создаваемых судах вчерашним украинским судьям. Вопрос, как претенденты докажут выход из украинского гражданства – это обязательное требование к кандидатам в судьи, – парламентариев не интересовал.
"Интеграция" в российскую правовую систему Крыма и Севастополя, присоединившихся в марте к России, идет полным ходом. Закон о принятии двух субъектов в состав России парламент с подачи президента Владимира Путина утвердил буквально за два дня. В мае Путин в виде четырех законопроектов оформил детальный план создания в Крыму и Севастополе "российских" судов, набора судей в них, а также формирования органов судейского сообщества. В Крыму, согласно проекту, будет верховный суд республики, 25 городских и районных судов, а также гарнизонный военный суд, а в Севастополе – один гарнизонный военный суд и четыре райсуда, а городской суд станет главным судом в субъекте, как Мосгорсуд в Москве. На смену украинским хозяйственным судам придут их российские аналоги – арбитражные суды Крыма и Севастополя, а также 21-й арбитражный апелляционный суд, который разместится в Севастополе (кассацией для него будет Арбитражный суд Северо-Кавказского округа). Окружные административные и апелляционные суды прекратят свое существование (подробнее).
На создание судов общей юрисдикции дополнительно из бюджета выделят 2,055 млрд руб., следовало из выступления представителя президента в Госдуме Гарри Минха 23 мая на пленарном заседании. На создание 21-го ААС, согласно финансово экономическому обоснованию к проекту, запланировано 200 млн руб. Численность судей во вновь создаваемых судах в Крыму и Севастополе будет составлять 468 единиц, в 21-м ААС – 39 единиц, рассказывал Минх, а всего – 507 судей."Так как пока создать, без принятия наших законопроектов, органы судебного сообщества не представляется возможным, то предусматривается, что отбор кадров [в создаваемые суды] будет осуществлять на конкурсной основе ВККС", – говорил с трибуны Минх.
Путин, согласно проекту, не стал использовать для Крыма и Севастополя свою идею о "специальной" ККС и экзаменационной комиссии для формирования "первоначального" состава для единого Верховного суда. ККС и экзаменационная комиссия должны будут появиться до 1 июля 2015 года. До этого времени, подчеркнул Минх, полномочия местных ККС будет исполнять ВККС, в частности, ей придется давать согласие на возбуждение уголовного дела в отношении судей. А за местные экзаменационные комиссии решения будет принимать Высшая экзаменационная комиссия. На реализацию задуманного отводится чуть менее 5 млн руб. Тем временем на состоявшемся на днях заседании Совета судей начальник главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов Судебного департамента при ВС Евгений Голошумов рассказывал, что денег на создание управлений Суддепа в двух регионах запланировано "маловато". "28 штатных единиц в Крыму и 16 в Севастополе, но мы уже направили письмо в правительство с просьбой о возможности увеличения бюджета в этой части. Считаем должно быть больше", – сказал он.
Чуть более подробно остановился Минх на том, как будут набираться судьи в новые "российские" суды на присоединенных территориях. "Преимущественное право в конкурсном отборе будут иметь лица, которые занимали должности судей в Крыму и Севастополе, до их принятия в РФ. Но при этом, безусловно, те требования, которые установлены федеральным законодательством для кандидатов в судьи, они должны быть соблюдены и выполнены. Естественно, это должны быть лица, которые имеют российское гражданство", – рассказал Минх. Также в проекте отмечается, что переэкзаменовки действующих судей не будет.
– Несмотря на сходство правовых систем, различия [между украинской и российской – авт.] имеются. Каким образом будут осуществляться обучающие мероприятия для крымских судей? – интересовался депутат от ЛДПР Дмитрий Савельев.
– Вопрос интеграции – вопрос сложный. Но есть несколько факторов, которые, на мой взгляд, позволяют говорить о высокой степени готовности тех людей, которые работали в качестве судей в прежней системе координат, – рассуждал Минх. – Мы знаем, что до не очень давнего времени и система подготовки кадров, и те нормативные акты, которые изучались людьми, которые работали на ключевых позициях в судах, они [были] очень близки и, по сути дела, одинаковы. Мои ровесники обучались по тем же книжкам, по которым учился и я. Если говорить о людях более молодых, то нужно понимать, что у нас правовая система все-таки родственная с правовой системой Украины.
Преимущество вчерашних украинских судей на конкурсе на вакантные должности в новые "российские" суды удивило коммуниста Владимира Федоткина, который рассуждал, что все должны быть равны, а конкурс для всех одинаковый. "На сколько это [преимущество] оправдано?" – спрашивал он. Полпредпрезидента Минх с мнением Федоткина категорически не соглашался и даже идею коммуниста назвал "менее справедливой" по отношению к судьям, работающим в Крыму и Севастополе. Предложенная схема, по словам Минха, универсальна для случаев, когда происходят преобразования в институтах госвласти – работавшим в этих органах предоставляется преимущество. Единоросс, глава думского комитета по госстроительству Владимир Плигин сослался на "уважительное отношение к специалистам", то, что их квалификация должна уважаться. Об отсутствии таких преференций для судей ВС и Высшего арбитражного суда при создании единого ВС Минх и Плигин промолчали, а никто из депутатов не спросил.
Впрочем, никто из депутатов не задал вопрос, как будут ставшие россиянами крымские и севастопольские судьи потверждать выход из гражданства Украины в случае возникновения конфликтных ситуаций. По закону "О статусе судей в РФ" кандидат в судьи не имеет права иметь иностранное гражданство или вид на жительство, а согласно требованию Путина – претенденты с присоединенных территорий должны ему соответствовать. Закон "О гражданстве Украины" предусматривает, что датой прекращения гражданства Украины является дата издания соответствующего Указа президента Украины (ст.18), а на днях МИД Украины разъяснил, что получение российского гражданства не прекращает действия украинского, Украина продолжает считать его исключительно своим гражданином, если ее госорганы не инициируют процедуру "потери" гражданства у такого человека (ст.19).
Но сами депутаты загвоздки в этом не видят и отмечают, что при необходимости судьи будут подтверждать отказ от гражданства другими документами. "Вероятно, что будет достаточно, если они такое заявление напишут и отправят по почте. Предъявят [в ВККС] копию заявления", – сказал "Право.Ru" коммунист Вадим Соловьев, член думского комитета по госстроительству.
В результате парламентарии приняли эти законопроекты в первом чтении.
*********
С текстом законопроекта № 512895-6 "О создании Двадцать первого арбитражного апелляционного суда и о внесении изменений в Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" можно ознакомиться здесь.
С текстом законопроекта № 512892-6 "Об органах судейского сообщества Республики Крым и города федерального значения Севастополя" можно ознакомиться здесь.
С текстом законопроекта № 512893-6 "О создании судов Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" можно ознакомиться здесь.
С текстом законопроекта № 512894-6 "О порядке отбора кандидатов в первоначальные составы федеральных судов, создаваемых на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" можно ознакомиться здесь.