ПРАВО.ru
Репортаж
28 января 2015, 0:09

Судья вышел из машины, шатаясь. Поведение было неадекватным

Судья вышел из машины, шатаясь. Поведение было неадекватным
Фото с сайта amsrus.ru

В 2012 году судья Ростовского облсуда Валерий Будаев по собственному желанию ушел в отставку, чтобы работать на губернатора, но квалифколлегия на это его сомнительное занятие или закрывала глаза, или действительно по каким-то причинам не знала о нарушении ограничений, связанных с судейским положением. Но прошлой осенью все перечеркнуло ДТП. По утверждению очевидцев, пьяный Будаев протаранил торговый павильон с людьми. Теперь уже бывшим судьей в отставке займутся следователи.

Утром 27 сентября прошлого года в Крепостном переулке Ростова-на-Дону прохожие могли наблюдать, как внедорожник Toyota Highlander, дав задний ход, столкнулся с двумя стоявшими машинами, а потом заехал на тротуар и обрушил торговый павильон. Троих пострадавших, находившихся внутри, доставили в больницу, а вскоре появилось сообщение, что один из них, 74-летний профессор кафедры теории журналистики факультета филологии и журналистики Южного федерального университета Владислав Смирнов, скончался.

За рулем автомобиля оказался ​Валерий Будаев, бывший судья Ростовского облсуда, а в тот момент начальник отдела судебной и договорной работы правового управления при губернаторе региона Василии Голубеве. Прибывшие на место полицейские заподозрили, что Будаев находился в состоянии алкогольного опьянения, однако от медицинского освидетельствования он отказался.

Авария получила широкий резонанс, и уже 29 сентября губернатор Голубев уволил Будаева. А 1 октября Квалификационная коллегия судей Ростовской области лишила его статуса отставника – видимо, по каким-то причинам ККС до трагедии не знала, что Будаев, добровольно покинув свой пост в 2012 году, занимается несовместимой с положением судьи деятельностью.

Тем временем ГУ МВД по Ростовской области возбудило уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. 4 ст. 264 УК РФ (нарушение ПДД в состоянии опьянения, повлекшее смерть, – до семи лет лишения свободы), но впоследствии это постановление пришлось отменить – не был соблюден порядок привлечения к ответственности спецсубъекта. Дело отправилось в Москву, и теперь уже председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин обратился к Высшей квалификационной коллегии судей с представлением о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении Будаева.

Сегодня на заседание ВККС Будаев не явился, он просил рассмотреть представление Бастрыкина без него. Докладчик кратко изложил обстоятельства аварии и отметил, что Будаев отрицает, будто был пьян. По его версии, он просто почувствовал себя плохо и даже не помнит аварию, так как находился в бессознательном состоянии, а машина самопроизвольно поехала, когда он отключился. Его показания подтвердила супруга, которая в день ДТП ехала с ним, однако эти показания опровергались многочисленными свидетелями и технический экспертизой. По ней выходило, что самопроизвольное движение автомобиля по зафиксированной после аварии траектории невозможно.

– Усматриваются признаки преступления, что подтвердила проверка. Нахождение Будаева в состоянии алкогольного опьянения подтверждают очевидцы и видеозапись ДТП. Полагаю, необходимо разрешить возбуждение дела и проведение предварительного следствия с целью дачи надлежащей юридической оценки всем действиям Будаева, – говорила в ВККС представитель СКР.

– Почему вы считаете, что Будаев был пьян? – поинтересовался глава ВККС Николай Тимошин.

– Около 60 свидетелей у нас. Они утверждают, что он вышел из машины, шатаясь. От него пахло алкоголем, поведение было неадекватным, а речь несвязной, – ответила сотрудница СКР.

– Смерть потерпевшего в связи с чем наступила?

– В связи с острой сердечно-сосудистой недостаточностью. По заключению эксперта, у нас сейчас прямой причинно-следственной связи между ДТП и смертью нет, – последовал ответ. Теперь бывшему судье вменяется в вину преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 264 УК (управление транспортным средством в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, – до четырех лет лишения свободы).

Совещалась ВККС около 10 минут, а потом объявила, что разрешение дано. Обжаловать это решение Будаев может в Верховный суд.