Принимая кадровые решения для Верховного суда РФ, сенаторы получили от претендентки рекомендацию по совершенствованию процессуального законодательства. Отработавшая 25 лет в Мособлсуде Ольга Николаева, которая будет теперь трудиться в ВС, считает, что профессиональное представительство сторон необходимо в кассационной и надзорной инстанции. При этом она оговорилась и про "соответствующую лицензию" для адвокатов на участие в таких спорах.
Верховный суд РФ, имеющий с августа 2014 года после упразднения ВАС статус объединенного, медленно продолжает набор судей. Вакантными до сих пор остаются около 60 судейских мест из 170. В конце 2014-го неспешность отбора претендентов критиковала спикер СФ Валентина Матвиенко, отметив, что "идет взыскательный отбор, но это не значит, что он должен быть столь длительным". Выяснить, что тормозит заполнение вакансий в ВС, она поручила главе комитета СФ по конституционному законодательству Андрею Клишасу, но результаты такого исследования неизвестны.
Сегодня на пленарном заседании сенаторы изучали кандидатуру Ольги Николаевой. Она выпускница юрфака МГУ, судейский стаж у нее почти 30 лет, 25 из которых она отдала Мособлсуду, где уже восемь лет возглавляет кассационный состав по гражданским делам. Из характеристики, которая была представлена в Высшую квалификационную коллегию судей, следовало, что Николаева постоянно работает над обобщениями практики, участвовала в подготовке ряда постановлений Пленумов ВС. Однако об этом докладчики не упомянули. "Все необходимые по закону документы прилагаются", – отрапортовал полномочный представитель президента в СФ Артур Муравьев. Первый зампред комитета СФ по конституционному законодательству Алексей Александров уточнил, что комитет предварительно рассмотрел кандидатуру Николаевой и рекомендует ее поддержать. А глава ВС Вячеслав Лебедев уточнил, что трудиться Николаева в ВС будет в коллегии по административным делам.
Зато традиционно сенаторов интересовало мнение судей о том, что нужно поменять в законах. "Какие, на ваш взгляд, требуются изменения процессуального законодательства для совершенствования способов защиты прав граждан и организаций?" – спросил член СФ Владимир Едалов.
– По наиболее сложным категориям дел, к которым можно отнести и дела, вытекающие из административных правоотношений, при рассмотрении дел в кассационной инстанции в судах субъектов, президиумах судов субъектов, Верховном суде РФ было бы целесообразным ввести профессиональное представительство сторон адвокатами высокой квалификации с соответствующей лицензией на участие в [делах в. – Авт.] ВС, в кассационной инстанции судов субъектов, – рассуждала она. – Это бы способствовало эффективной защите граждан. В конечном итоге – повышению качества правосудия.
Это мнение Николаевой совпадает с позицией зампреда ВС Татьяны Петровой, которая возглавляет коллегию по административным делам. При обсуждении концепции нового Гражданского процессуального кодекса Петрова высказывалась в том ключе, что введение обязательного профессионального представительства можно рассмотреть лишь на стадии кассационного и надзорного производств.
Сенатор Анатолий Широков попросил от Николаевой статистику "по количеству и качеству судебных дел, вытекающих из административных правонарушений, которые рассматривались в Мособлсуде". Николаева была готова к вопросу и стала называть показатели. "Практически во всех судебных инстанциях области соотношение дел, вытекающих из публичных правоотношений, относительно всех иных гражданских дел составляет чуть меньше 10 %. Так, например, в судах первой инстанции, в райсудах за 2014 год было рассмотрено 185 000 гражданских дел, из них 12 600 – это публичные дела, – перечисляла она. – В апелляционной инстанции в Мособлсуде было рассмотрено за 2014 год 27 000 гражданских дел, из них 2600 – это публичные дела. Примерно такое же соотношение в кассационной инстанции: на рассмотрение в 2014 году поступило 8200 кассационных жалоб". При этом она отметила, что исключения составляют дела, рассмотренные в первой инстанции Мособлсуда: "там процент публичных выше" – в первой инстанции Мособлсуда в прошлом году было рассмотрено 760 дел и 86 публичных. Связано это со спецификой и подсудностью дел, которые рассматриваются по первой инстанции в судах субъекта, объяснила она. Отвечая на вопрос Широкова относительно качества рассмотрения дел, Николаева заметила, что "на президиуме Мособлсуда в прошлом году было рассмотрено 384 дела, почти все жалобы были удовлетворены. 22 жалобы были по публичным делам".
На этом вопросы к Николаевой у членов СФ были исчерпаны, и они проголосовали за ее назначение на должность судьи ВС.