ПРАВО.ru
Репортаж
14 августа 2013, 23:56

В "Болотном деле" приобщают видео, которые суд не смотрел

В "Болотном деле" приобщают видео, которые суд не смотрел
Фото с сайта unsorted.me

Обвинение в "деле двенадцати" решило больше не показывать видео-доказательства массовых беспорядков на Болотной площади, а ограничиться их описанием. Это уже во второй раз за два дня вызвало требования защиты об отводе прокурорам, однако суд их отклонил.

Прокуратура представила еще два протокола осмотра видео с Болотной площади, где 6 мая 2012 года согласованная акция оппозиции переросла в столкновения с полицией, квалифицированные следствием как массовые беспорядки. По словам организаторов, это произошло потому, что люди не могли пройти на Болотную площадь из-за слишком узкого прохода, оставленного полицией. Силовики это отрицают. Тем не менее сначала была "сидячая забастовка", которую объявили Алексей Навальный и Сергей Удальцов, а потом уже прорыв полицейского оцепления. После столкновений начались задержания и аресты. Всего дела были возбуждены в отношении 27 человек, двое из них осуждены к лишению свободы, дела еще 12-ти объединены. В "деле двенадцати" Николая Кавказского, Леонида Ковязина и Владимира Акименкова обвиняют в участии в массовых беспорядках (ч.2 ст.212 УК, до восьми лет лишения свободы), Марию Баронову – в призывах к ним (ч.3 ст.212 УК, до двух лет лишения свободы), а остальных — Андрея Барабанова, Степана Зимина, Дениса Луцкевича, Ярослава Белоусова, Артема Савелова, Сергея Кривова, Александру Духанину и Алексея Полиховича – и в участии в массовых беспорядках и в насилии в отношении представителей власти (ч.1 ст.318 УК, до пяти лет лишения свободы).

Адвокат Бароновой Сергей Бадамшин, всю прошлую неделю указывавший на кочующих из протокола в протокол понятых, во вторник вновь заявил ходатайство об их допросе в суде об обстоятельствах проведения осмотра и составления протоколов. Он почти 10 минут зачитывал выдержки из протоколов осмотра дисков, свидетельствовавших, что 17, 18, 24 и 25 ноября 2012 года понятые Дмитрий Медведев и Антон Мальцев с утра и до вечера (20-00) практически без перерыва наблюдали, как следователь Сергей Гуркин просматривал видео с Болотной площади с участием, как ему показалось, фигурантов дела.

- Я несколько раз прочитываю одни и те же данные, чтобы продемонстрировать, что повторяется из одного протокола в протокол: следственные действия идут в одном и том же составе. Они буквально как на работу ходили, проведя за осмотром видео-носителей несколько дней, — пояснил Бадамшин. – Это вызывает неустранимые сомнения в незаинтересованности понятых. Кто из нас согласится потерять четыре или более рабочих дней без соответствующей компенсации? Только тот, кто лично заинтересован. Либо они при этом не присутствовали.

- Следующий протокол составлен уже другим следователем и с другими понятыми, — указала на своевременность вызова в суд адвокат Белоусова Екатерина Горяйнова. По ее словам, за два часа [в которые, согласно протоколу, уместилось все следственное действие] следователь не смог бы просмотреть все заявленное в протоколе видео, распечатать кадры и на каждом из них отметить подсудимого, после чего составить протокол на семи листах, оглашение которого у прокурора заняло не менее 30 минут. – Но самое главное, что данные листки не содержат подписей понятых – это говорит, что следственные действия были выполнены, возможно, без их участия.

На несостыковки со временем указали также защитник Сергей Шаров и адвокат Савелова Владимир Самохин.

- Возможно, допрос этих разносторонне одаренных личностей как-то поможет суду и всем участникам разобраться с критериями [допустимости и достоверности этих доказательств], — заявил адвокат Кавказского Вадим Клювгант. Адвокат Кривова Вячеслав Макаров засомневался, что  понятые – "это реальные живые физические люди". Об этом же говорил подсудимый Владимир Акименков: "Хотелось бы убедиться, что это реальные люди, а не воображаемые друзья".

- Я не вижу оснований для изменения порядка исследования доказательств, который определяется стороной обвинения. Не вижу необходимости в вызове понятых, — запротестовала прокурор Ольга Стрекалова. "Отклонить как преждевременное", — решила председатель Замоскворецкого суда Наталия Никишина, рассматривающая это дело в Мосгорсуде (только там нашелся "аквариум", чтобы вместить всех арестованных подсудимых). Заявленное вместе с этим ходатайство Фарита Муртазина о вызове следователя Гуркина она также отклонила.

В оглашенном во вторник протоколе от 17 ноября 2012 года записано, что Гуркин узнал Артема Савелова среди прорывающих полицейское оцепление на Малом Каменном мосту. "Артем крупно со спины, сидит на асфальте, встал и смотрит по сторонам. Идущий среди граждан, прорвавших оцепление в сторону Большого Каменного моста, — зачитывала прокурор. — Артем идет от Малого Каменного моста к Большому Каменному мосту, пропускает вперед бегущих полицейских, Артема ведут в автозак. В сотрудников полиции кидают камни и бутылки".

Кадры с Малого Каменного моста — люди ходят, смотрят по сторонам (запись заедает), две записи прорыва были сделаны сверху, еще на нескольких были сильные помехи при воспроизведении. "На файлах отсутствуют признаки массовых беспорядков", — прокомментировал адвокат Савелова  Владимир Самохин, а защитник Сергей Мохнаткин подчеркнул, что "определить личности на этих кадрах совершенно невозможно".

Рассмотреть человека, похожего на Артема Савелова, не удалось и корреспонденту "Право.Ru", но он там был, заявил адвокат подсудимого Муртазин. Защитник сам принес эти записи следователю в доказательство невиновности Савелова, часть которых тот использовал, чтобы представить их уже со стороны обвинения: "В них отсутствуют какие-либо действия моего подзащитного. Прорыв оцепления происходит под воздействием движения толпы, а не одного Савелова, это неправильно описанные действия. Необходимо установить, почему он использовал [доказательства невиновности] как доказательства обвинения".

Вслед за этим Макаров заявил ходатайство об исследовании дисков, представленных Муртазиным в СК (в каком томе их следует искать, защита не знала). "Без этого нельзя понять, то ли посмотрели, что приобщил следователь", — поддержал Шаров. Единая позиция защиты натолкнулась на возражения прокурора: "Ходатайство считаем немотивированным и неконкретным", — заявила Наталья Костюк. Отказ.

- Я опасаюсь, что мои доказательства невиновности Савелова были утрачены на предварительном следствии. Сейчас обвинение не смогло подтвердить, что мои доказательства имеются в материалах дела, догадываюсь, что их сейчас вообще нет, — подводил Муртазин к отводу "всей стороне обвинения".

- Всей стороне обвинения? – переспросила судья.

- Сидящей в зале стороне обвинения. 

- Фамилии присутствующих прокуроров не знаете случайно? – переспросила судья. "Стрекалова, Костюк", начали подсказывать из зала, но Муртазин так никого и не назвал.

- Уточнение, кому конкретно сделан отвод? – спросил адвокат Кавказского Сергей Миненков.

- Сказали, стороне обвинения – вы же слышали, — ответила судья.

- А разве так можно? – удивился адвокат.

- Вы у меня спрашиваете? – обратилась к нему Никишина под смех прокуроров. Миненков оставил решение на усмотрение суда (как и примерно половина защитников, вторая высказалась "за"). Адвокат Дмитрий Айвазян назвал Стрекалову "Смирновой", Бадамшин отвод Стрекаловой поддержал, решение по Костюк оставил на усмотрение суда, а его подзащитная Мария Баронова поддержала отвод прокурору Смирнову.

- Уже тем, кто отсутствует, заявляем [отвод], — прокомментировала судья. Прокурор Алексей Смирнов участвует в процессе, но вчера его не было. — Присутствующая сторона обвинения желает что-то пояснить?

- Стороной защиты не названы основания для нашего отвода, — ответила Костюк. Отказ.  

Второй оглашенный вчера протокол от 4 июня 2012 года оказался в три раза короче предыдущих, на его зачитывание ушло не тридцать, а восемь минут. Другой особенностью стало то, что лиц, присутствовавших на видео, составлявшая его следователь Фомина, в отличие от Гуркина, опознавать не стала, а ограничилась формулировками "неизвестная женщина говорит: "Мужики, надавите сюда, давите сюда, надавите сюда" (слова, похожие на приписываемые СК Марии Бароновой), "неизвестный мужчина призывает пойти на Кремль". Но увидеть этих неизвестных вчера не удалось. Судья неожиданно прервала представление доказательств после оглашения протокола и перенесла заседание на среду.

"Решение о направлении дела в суд, судя по всему, СК принял после получения сделки со следствием Константина Лебедева [осужден на два с половиной года за организацию массовых беспорядков 6 мая, — "Право.Ru"], — предположил Бадамшин в разговоре с "Право.Ru". — Во второй половине ноября они уже руководствовались тем, что надо отсылать дело в суд как можно быстрее, поэтому и получилось процессуальное действие, содержащее в себе признаки трех (опознание, осмотр дисков, самодопрос следователя). Фактически все доказательства были добыты летом, они могли точно так же выделять эти дела и направлять их в суд". 

Но было вчера одно ходатайство, против которого не возражала даже прокуратура: Александра Духанина, которая недавно вышла замуж, через своего адвоката Дмитрия Дубровина просила суд изменить ей место отбывания домашнего ареста и проводить его в квартире у мужа. Свидетельство о браке, в отличие от заседания в четверг, она принесла в оригинале. И на этот раз ей препятствовать не стали.

Увидеть кадры с Болотной не удалось и в среду. Сегодня прокуратура, несмотря на возражения защиты, ограничилась только оглашением протоколов осмотра дисков. Даты сильно разнились, и более ранние протоколы — май, июнь 2012 года — были значительно короче ноябрьских. На одной из записей, по версии следствия, полицейский сообщает одному из организаторов митинга координатору "Левого фронта" Сергею Удальцову место проведения акции — Болотная площадь без изъятий, о которых говорил свидетель Дмитрий Дейниченко, отвечавший за безопасность на акции. На другой записи, которую также никто в суде не увидел, Удальцов, Алексей Навальный, Борис Немцов и Илья Яшин, по версии следствия, обращаются к толпе на Малом Каменном мосту и просят людей сесть на асфальт. Удальцов на видео якобы требует перевыборов Госдумы, час эфира на всех федеральных каналах и отмены назначенной на следующий день инаугурации Владимира Путина, а Немцов якобы говорит, что "осталось продержаться 12 с половиной часов".

Манера обвинения представлять доказательства — то есть только их описания — подтолкнула защиту к очередному ходатайству об отводе прокуроров. 

- Мы не можем обнаружить диски, гособвинение собирается их представить позже, непонятно, откуда они их возьмут, — заявил Макаров.

- Представители обвинения постоянно меняются, незаинтересованно относятся к своим обязанностям, тихо зачитывают, чем проявляют неуважение к участникам процесса, — поддержал защитник Мохнаткин. 

- Прокурор обязан поддерживать как законность, так и обоснованность обвинения – только надлежащим, полным и честным исследованием доказательств, — напомнил Клювгант, — а здесь откровенное злоупотребление.

- Сторона обвинения только и делает, что пытается запутать всех сидящих в этом зале, — возмутился Кавказский. Прокурор Костюк с такой трактовкой не согласилась: "Возражаем, мы все документы оглашали в полном объеме". Судья в удовлетворении ходатайства отказала. После этого Кривов заявил отвод судье: "Вся аппаратура была выключена, значит, суд изначально не предполагал просматривать диски без заявления соответствующего ходатайства прокуратуры. Переход от просмотра видеодоказательств к прочтению других документов однозначно говорит об их сговоре". Возражение прокуратуры и снова отказ. Заседание продолжится в четверг.