В "деле двенадцати", которое слушается Замоскворецким райсудом в помещении Мосгорсуда, на этой неделе впервые была затронута одна из самых принципиальных тем — о провокаторах. По рассказам полицейских, которые проходят в деле как потерпевшие, на Болотной площади 6 мая присутствовала целая группа крепких молодых людей, одетых в черную одежду и скрывавших лица за черными масками; они призывали участников "Марша миллионов" пойти на Кремль. Однако среди подсудимых провокаторов не оказалось.
6 мая 2012 года согласованная акция оппозиции переросла в столкновения с полицией, квалифицированные следствием как массовые беспорядки. Сейчас на скамье подсудимых 12 человек: Николая Кавказского, Леонида Ковязина и Владимира Акименкова обвиняют в участии в массовых беспорядках (ч.2 ст.212 УК, до восьми лет лишения свободы), Марию Баронову – в призывах к ним (ч.3 ст.212 УК, до двух лет лишения свободы), а остальных — Андрея Барабанова, Степана Зимина, Дениса Луцкевича, Ярослава Белоусова, Артема Савелова, Сергея Кривова, Александру Духанину и Алексея Полиховича – и в участии в массовых беспорядках, и в применении насилия в отношении представителей власти (ч.1 ст.318 УК, до пяти лет лишения свободы).
Во вторник в суде выступили третий и четвертый потерпевшие по делу о массовых беспорядках на Болотной площади. С допросом потерпевшего ОМОНовца Дениса Куватова закончили быстро – примерно за час, хотя ранее адвокат Кривова Вячеслав Макаров грозился допрашивать его не менее пяти часов. На заседании в прошлый четверг Куватов заявил, что Степан Зимин попал в него куском асфальта, чем сломал ему палец. Куватов вместе с напарниками задержал Зимина. При допросе защитой выяснилось, что в маске был не один Зимин (он скинул ее во время задержания, но сотрудники полиции подняли маску и положили ее ему на голову), но Куватов четко назвал именно его – запомнил по высокому росту.
Начальник Куватова — допрошенный в этот же день командир взвода второго оперативного полка — Кирилл Кувшинников сказал, что Зимин "пытался уйти назад в толпу, отталкиваясь [от ОМОНовцев]".
Кувшинников приехал на Большой Каменный мост в 15:00 и пробыл там примерно до 18:00. 6 мая под его начальством кроме Куватова было еще семь человек. Давки, в отличие от своего подчиненного, он перед прорывом не увидел, по его словам, толпа была "относительно плотной". Точное время прорыва цепочки (18:00) он назвать не смог, но предположил, что это случилось примерно через час после его приезда. Уточняющий вопрос Макарова, случилось ли это в 16:00, судья сняла. "Когда приехали, был проведен инструктаж, что мы стоим в цепочке в группе прорыва — в случае прорыва граждан в сторону Красной площади, а потом в группе задержания, когда произошел прорыв, была задача поставить тех, кто прорвался, за барьеры", — сообщил потерпевший. 6 мая он получил "удар под колено" при одном из задержаний, в кисть руки ему попал "кусок либо древка, либо еще чего-то", завершала список подвернутая лодыжка. На следующий день он обратился в поликлинику, но поставленный диагноз вспомнить не смог.
- Требования высказывали митингующие [перед прорывом]? – вела допрос прокурор Наталья Костюк. На видео, показанном в суде, слышны крики "Пропускай".
- Требований не высказывалось. Говорилось, что прорвут сейчас нас и пойдут к Красной площади через Большой Каменный мост, — ответил Кувшинников. Кто и откуда это выкрикивал он, когда допрос продолжила защита, более подробно уточнить не смог: "Где-то рядом со мной", — только и сказал потерпевший. Допрошенный ранее полковник полиции Дмитрий Дейниченко, отвечавший за безопасность на акции, также приписал митингующим намерение идти на Кремль.
- Кто-нибудь из тех, кто оказался за цепочкой, потом прорвался в сторону Кремля? – спросил адвокат Вадим Клювгант.
– Нет, они были задержаны или оттеснены.
- Кто-нибудь подходил хотя бы к основанию Большого Каменного моста? –поинтересовался защитник Сергей Мохнаткин. Кувшинников ответил отрицательно.
Всего в тот день он задержал 10-12 человек, в том числе и Степана Зимина – его он запомнил "как одного из крупногабаритным молодых людей в масках", которую он пытался снять при задержании. Защита Зимина против показаний не протестовала.
В опубликованном в апреле докладе общественной комиссии по итогам общественного расследования событий на Болотной площади очевидцы указывали на "провокаторов" — молодых людей спортивного телосложения в черной одежде и масках. В 17.22, когда колонная во главе с Алексеем Навальным и Сергеем Удальцовым уперлась в цепочку ОМОНа на Малом Каменном мосту, после чего началась сидячая забастовка, участники акции обратили внимание на группы молодых в черной одежде: они "активно перемещались вдоль полицейского оцепления со стороны кинотеатра "Ударник" и провоцировали участников шествия и полицейских на конфликт". В 18.00 "возникает движение в колонне на Малом Каменном мосту", полицейские делают два шага вперед, что еще больше "уплотняет толпу", после чего происходит прорыв оцепления. Его, по словам очевидцев, осуществляют уже упоминавшиеся "провокаторы", одновременно с этим "распадается цепь полиции слева, ближе к кинотеатру "Ударник" и правее, на самом повороте на Болотную набережную".
Выступая в суде в среду, 28 августа, еще один потерпевший ОМОНовец Герман Литвинов также подтвердил, что слышал, как провокаторы призывали идти на Кремль.
- По какому принципу выбирали граждан для задержания? – спросил его адвокат Дмитрий Аграновский.
- Агрессивно настроенных, [тех, которые] били флагштоками [сотрудников полиции]. Не подчинялись, пытались покинуть территорию — выйти за ограждения [цепочку ОМОНа на Малом Каменном мосту], возмущались, оказывали сопротивление при задержании. Были и граждане, которые провокаторы были, кричали лозунги "Идем на Кремль, идем на Красную площадь". Данных граждан задерживал, потому что они провоцировали.
- А вы их опознать могли бы? – спросил адвокат.
- Ну, конечно, могу, — ответил Литвинов.
- Вы задержали людей, которые кричали "Идем на кремль", опознали их потом по видео? – спросила защитник Белоусова Александра Лиханова. Речь шла о видеозаписи с Болотной площади, которое Литвинов просматривал в СК.
- Нет, не опознал.
- Но почему, если они были вами задержаны? — Этот вопрос суд снял.
То, что никто из этих людей не был арестован, говорит о том, что они действовали вместе с сотрудниками полиции, уверен Дмитрий Аграновский. "ОМОНовец Литвинов пояснил, что задерживал людей, которые били полицейских древками и призывали идти на Кремль. Он готов их опознать, но на скамье подсудимых их нет. Защита уверена, что это были провокаторы "из своих" — оперативные сотрудники, футбольные фанаты, которых отпускали после проверки документов", — заявил "Право.Ru" адвокат.