ПРАВО.ru
Репортаж
16 ноября 2013, 1:20

А был ли бильярдный шар?

А был ли бильярдный шар?

В процессе по "делу двенадцати" появился нетипичный свидетель обвинения. Оперативник Данила Панькин не вспомнил подсудимого, на которого указывал во время следствия по "Болотному делу". До сих пор правоохранители в суде, наоборот, вспоминали детали, о которых молчали в первых показаниях. Без этого не обошлось и на последних заседаниях — потерпевший ОМОНовец впервые рассказал, что один из подсудимых швырнул в него бильярдный шар, о котором молчал на следствии. Но заслушивать его письменные показания судья отказалась.

6 мая 2012 года согласованная акция оппозиции на Болотной площади в Москве переросла в столкновения с полицией, квалифицированные следствием как массовые беспорядки. Демонстранты винили в конфликте оцепление, которое не давало демонстрантам пройти к месту акции, и провокаторов в масках, которым полиция не мешала. Правоохранители утверждают, что дело в агрессии оппозиционных активистов, которые прорвали цепочку ОМОНа. Сейчас на скамье подсудимых 12 человек: Николая Кавказского, Леонида Ковязина и Владимира Акименкова обвиняют в участии в массовых беспорядках (ч.2 ст.212 УК, до восьми лет лишения свободы), Марию Баронову – в призывах к ним (ч.3 ст.212 УК, до двух лет лишения свободы), а остальных — Андрея Барабанова, Степана Зимина, Дениса Луцкевича, Ярослава Белоусова, Артема Савелова, Сергея Кривова, Александру Наумову и Алексея Полиховича – и в участии в массовых беспорядках, и в применении насилия в отношении представителей власти (ч.1 ст.318 УК, до пяти лет лишения свободы).

13 ноября в Никулинском суде допросили оперативника столичного уголовного розыска Данилу Панькина, проходящего свидетелем по "Болотному делу". Гособвинение попросило его дать показания в свободном рассказе. Он говорил, что видел, как 6 мая на Болотной площади в 50 метрах от него митингующие толкали и переворачивали туалетные кабины и валили ограждения. На площади он был недолго и быстро ушел "по служебной необходимости".

- Вы составляли рапорт или отчет об увиденном вами преступлении — переворачивании кабинок? — спросил адвокат Ковязина Руслан Чанидзе.

- Нет, не составлял.

Чанидзе также интересовало, видел ли Панькин у кабин повреждения. 

- Нет, не видел, — ответил полицейский.

- Вы можете кого-нибудь опознать из подсудимых? — спросил защитник Александры Духаниной (Наумовой) Дмитрий Борко.

- Не могу.

При этом на следствии оперативник указывал на подсудимого Леонида Ковязина, который якобы двигал туалеты.

Адвокаты заявили, что в показаниях свидетеля есть противоречия. Чанидзе попросил огласить материалы допроса Панькина и видео, коллеги с ним согласились. Но судья отказала.

Вслед за Панькиным выступил потерпевший – боец третьей роты второго оперативного батальона ОМОНа, старший сержант Владимир Филиппов, отряд которого вышел из "Урала" после того, как было прорвано оцепление. Он видел массовые беспорядки, возгласы, дымовые шашки и горящие файеры и граждан, которые "растаскивали заграждения, чтобы давить ими полицию" — так он ответил на вопрос адвоката Ярослава Белоусова Екатерины Горяйновой.

– Мы выдвинулись, я увидел одного из хулиганов, и мы с коллегой Антоном Деркачем начали его преследовать, — вспоминал Филиппов. – В это время нас окружила толпа и повалила на землю, но меня вытащили сослуживцы. Потом во время движения я нагнулся, чтобы пройти под железной балкой, и в этот момент мне по голове нанесли три-четыре удара чем-то твердым, как оказалось, это был кусок асфальта.

Филиппов пояснил, что человека, который ударил его, он не успел увидеть, поскольку тот "растворился в толпе".

– Парни стали оттягивать меня, а при отходе я получил удар в правое плечо предметом округлой формы, желтого цвета, похожим на бильярдный шар, — утверждал потерпевший. – А также я получил травму правой кисти от пролетевшей стеклянной бутылки, которая разбилась.

По его словам, он зашел за оцепление и обратился за медпомощью, которую ему оказали врачи "скорой".

– На следующий день нас отвезли в поликлинику, где зафиксировали у меня гематому головы и правой кисти, плеча и голени. Выписали мазь.

На следствии Филиппов про плечо не говорил, только про предплечье. Доктора пришли к выводу, что травмы не нанесли вреда здоровью омоновца.

По словам потерпевшего, предмет, похожий на бильярдный шар, ему в плечо метнул Белоусов. Его он опознал по фотографии, которую нашел в интернете, а затем вместе со следователем они просмотрели видео с Болотной, где он снова увидел Белоусова. Молодой человек ему запомнился худобой. При этом Филиппов заявил, что запомнил парня, которого видел лишь боковым зрением.

– У него выраженная бородка с усиками и худощавое телосложение, – описывал Филиппов внешность Белоусова. Как выяснилось в суде, само опознание не проводилось.

Адвокаты сомневались в том, что Филиппов вообще что-то видел и мог кого-то опознать, поскольку на видеозаписи, которая демонстрировалась в суде, Филиппов стоял к толпе спиной и запомнить кого-то боковым зрением не мог.

– Скажите, на каких-то допросах, кроме очной ставки, присутствовал Белоусов и его адвокат Аграновский? — спросил потерпевшего сам Дмитрий Аграновский. – Почему вы не указали на допросе 8 мая жуткий удар в плечо бильярдным шаром?

Председательствующая Наталья Никишина сняла вопрос.

Но Филиппов успел ответить: "Никто не спрашивал".

Отвечая на вопрос адвоката Горяйновой, Филиппов сообщил, что бронежилет 6 мая он не терял. Однако на следствии говорил, что с него сорвали и каску, и бронежилет.

Адвокат Аграновский ходатайствовал об оглашении протокола допроса Филиппова.

– На допросе 8 мая не было эпизода с шаром и упоминания Белоусова, – говорил защитник. – На мой взгляд, в показаниях расхождение на 180 градусов.

Аграновского поддержали его коллеги и подсудимые. Защитник Белоусова Александра Лиханова даже получила замечание от суда за то, что заподозрила Филиппова во лживости показаний. Заслушивать письменные показания Филиппова судья отказалась, и тогда адвокат Аграновский заявил ей отвод. Это ходатайство председательствующая не стала рассматривать в тот же день, а объявила перерыв до 14 ноября. Заседание назначила на 11.30. И ровно это время, несмотря на то, что доставки подсудимых еще не было, судья пригласила в зал тех немногих адвокатов, которые пришли вовремя. При этом Аграновского среди них не наблюдалось. В результате судья Никишина заявила, что не нашла основания для своего отвода.

Подсудимых завели в зал только в 13.00. Аграновский вновь заявил ходатайство об оглашении показаний Филиппова.

– Прошу приобщить к делу мое письменное ходатайство, – сказал Аграновский. – В протоколе Филиппов перечислил телесные повреждения, причиненные не Белоусовым, а неустановленными лицами. Я прошу признать протокол опознания недопустимым доказательством, так как опознания не было.

Адвокат пояснил, что потерпевший опознал Белоусова лишь на очной ставке. Это ходатайство тоже было отклонено судом.

Перед окончанием заседания выступил еще один потерпевший ОМОНовец, Владимир Каюмов, входивший в группу задержания участников беспорядков на Болотной площади.

Отвечая на вопрос адвоката Горяйновой, Каюмов ответил, что применял дубинку, которой бил по ногам и туловищу. Тем не менее, сам получил травмы.

– Возле Малого Каменного моста меня повалили и нанесли удары руками и ногами, — сказал Каюмов. Он не запомнил тех, кто его избил: "Я лежал на земле". По словам потерпевшего, он получил ссадины на лбу и кисти. За медицинской помощью обращался в поликлинику МВД.

– Считаете ли вы себя потерпевшим от 12 подсудимых? — спросила адвокат Горяйнова.

– Нет, не считаю, — ответил Каюмов.