Госдума по инициативе президента Владимира Путина вернула следователям право самостоятельно возбуждать "налоговые" уголовные дела, не дожидаясь представления от налоговиков. Полпред президента в Госдуме Гарри Минх, два года назад убеждавший парламентариев в необходимости "довериться профессионалам", сегодня говорил, что концептуального пересмотра действующего порядка нет — речь лишь идет о необходимости "более плотно обеспечить взаимодействие органов, институтов власти.
Два года назад будучи президентом Дмитрий Медведев запретил следственным органам возбуждать "налоговые" дела без представлений из налоговых структур. Но Владимир Путин, в октябре 2013 года решив, что новеллы предшественника стали "одной из основных причин низкой эффективности раскрытия налоговых преступлений", распорядился вернуть прежний порядок возбуждения уголовного дела по делам об уклонении от уплаты налогов и сборов или неисполнения обязанностей налогового агента (ст. 198-199.2 УК РФ). Для этого он предложил изменения в ст. 140 Уголовно-процессуального кодекса.
В пояснительной записке к документу говорилось, что новшества "существенно" затруднили "использование в уголовном процессе имеющихся результатов оперативно-разыскных мероприятий, проводимых органами внутренних дел в рамках борьбы с налоговой преступностью". Возвращение былого порядка, говорилось в сопроводительных материалах, "обеспечит комплексный подход к противодействию экономическим преступлениям, реализации возможностей правоохранительных органов и использованию поискового потенциала оперативно-разыскной деятельности для документирования налоговых преступлений и установления умысла на их совершение".
С такими аргументами были далеко не все согласны, в том числе и сам Медведев. Он публично заявил, что "общее количество уголовных дел не может быть показателем эффективности деятельности правоохранительной системы: навозбуждать-то можно все что угодно, особенно по заказу и за деньги, что очень часто, к сожалению, происходило, когда одна структура с другой борется". На следующий день Путин через прессу намекнул коллеге на то, что вынесение в СМИ разногласий в верхушке власти может быть чревато отставкой - "если кто-то с чем-то не согласен, как Кудрин сделал в свое время — он перешел в экспертное сообщество". Однако спустя несколько дней Путин смягчился и заверил, что правоохранительные органы при возбуждении дела будут запрашивать от налоговиков соответствующие документы, "с тем чтобы в деле документы из налоговой службы всегда присутствовали".
Сегодня депутаты Госдумы обсуждали законопроект в первом чтении. О президентском документе парламентариям рассказывал, как и два года назад, полномочный представитель президента в Госдуме Гарри Минх. "Законопроект направлен на то, чтобы обеспечить комплексную работу, более плотное взаимодействие налоговых органов, правоохранительных структур в целях противодействия экономическим преступлениям. Прошу поддержать инициативу президента", — мотивировал Минх необходимость перемен. Вспоминать о том, как он убеждал парламентариев поддержать идею Медведева, он не стал.
Зато эту тему осторожно затронул единоросс, член думского комитета по законодательству Виктор Пинский. "Когда в 2011 году принимался нынешний порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям, мотив был простой — исключить необоснованные уголовные дела в этой сфере, — говорил он с трибуны. — Но число таких уголовных дел пошло на убыль слишком резко, хотя вряд ли за этот период стали уклоняться от налогов намного меньше. Просто из-за усложнения процедуры заниматься этими делами стало труднее, и реже стали возбуждаться и обоснованные уголовные дела". Кроме того, объяснял Пинский, сейчас решение о возбуждении уголовного дела по налоговым статьям принимает, по сути, не следователь, а работник налоговой инспекции.
"Это тоже не совсем верно. Мы, конечно, не отрицаем необходимость учета мнения налоговых работников в этих вопросов, но лишать следователя самостоятельности в вопросах возбуждения дела тоже неверно", — рассуждал единоросс. При этом Пинский не стал вспоминать о том, что депутаты два года назад говорили о подобных рисках, а Минх это отвергал. "Налоговые органы могут определить, есть или нет основания для того, чтобы считать это правонарушение преступлением в налоговой сфере, — говорил Минх при обсуждении законопроекта Медведева. — Поэтому в этом смысле я не думаю, что мы с вами сужаем возможности для реального применения этих механизмов".
Обратил Пинский внимание и на "разрыв" в сроках налоговых проверок с глубиной не более трех лет, и сроком привлечения к уголовной ответственности по налоговым преступлениям — 10 лет. Если налоговая не уложилась в этот срок, то уголовное дело не может быть возбуждено, рассуждал единоросс, это неправильно. Чуть позже депутат от ЛДПР Александр Кропачев и вовсе предложил увеличить срок давности для таких преступлений до 15-20 лет, чтобы следователи могли проверить уплату налогов в лихие 90-е. "Вообще в том, чтобы наказывать за неуплату налогов, нет ничего от того, что принято называть "кошмарить бизнес"", — завершил свое выступление Пинский. По его словам, неуплата налогов не бизнес, а воровство денег у народа.
Коммунист Юрий Синельщиков, оговорившись, что понимает, что Минх человек подневольный, все же напомнил Минху, что ранее тот отстаивал законопроект Медведева, а КПРФ была против него.
- Я человек не подневольный. Я бы не описывал так печально ситуацию с моей работой, — возмутился Минх в ответ, а о законопроекте все же сказал: — Речь идет не о концептуальном пересмотре того подхода, который предлагался Медведевым некоторое время назад, а речь идет о том, что необходимо более плотно обеспечить взаимодействие органов, институтов власти. По его словам, налоговые органы не будут исключаться из этой цепочки, нужно лишь преодолеть те недостатки, которые заметили, проанализировав почти двухлетнюю практику.
Депутат от ЛДПР Александр Кропачев высказался в поддержку законопроекта Путина, уверяя, что Следственный комитет не начнет повально всех привлекать к ответственности. "Если налогоплательщик ответственный, ему нечего бояться", — резюмировал он. По его словам, законопроект обеспечит нормальную работу следователей.
С необходимостью перемен согласились 385 депутатов, 21 был против.
С текстом законопроекта № 357559-6 "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" можно ознакомиться здесь.