The Economist поделился сомнениями
Тема непроглядной коррупции в России всегда была и остается одной из наиболее излюбленных в зарубежных СМИ. О ней пишут все, кому не лень — от мала до велика. Получается довольно однобоко с неизменным заключительным выводом: время, конечно, лечит, но это явно не тот случай. В последнее время о российской коррупции стали не только писать, но и активно о ней говорить, во многом благодаря правительству РФ – ведь взяточничество, как стало недавно известно, должно стать не просто незаконным, а даже неприличным. Видимо, учитывая веяния, на любимый мозоль угораздило наступить авторитетный британский журнал The Economist, который в материале с броским заголовком Grease my palm: bribery and corruption have become endemic ("Позолоти ручку") сделал то, чего раньше никто не делал, а именно увязал сразу две крамольные и вместе с тем актуальные темы. В конце концов, российские энергоносители, в частности, нефть и ситуация на внутреннем рынке заботит зарубежных "партнеров" не меньше, чем тема злосчастной коррупции. Так в чем же проблема?
Загвоздка в том, что открытие британского журнала, учитывая упоминание в нем звездных российских политиков и бизнесменов, и традиционно безапелляционный тон статьи, оценили не все. Тем более что не обошлось без "ЮКОСа". Отдельные пассажи, в частности, покоробили "финна" Геннадия Тимченко, одного из владельцев швейцарской компании Gunvor, входящей в тройку крупнейших нефтетрейдеров в мире.
О Gunvor и Тимченко в статье, опубликованной по иронии судьбы в спецразделе, говорится немного, но утвердительно. К слову, о другом совладельце Gunvor — Торбьорне Торнквисте упоминается только в судебных документах, которые начали поступать после подачи иска против The Economist.
О третьем, якобы существующем, совладельце Gunvor (об этом заявила сама компания в октябре 2007 г.) вообще ничего не известно, сетует издание уже в британском суде. Это, по мнению The Economist, весьма странно, учитывая роль, которую компания Тимченко играет на экспортно-энергетическом рынке — Gunvor выступает в качестве трейдера основных российских нефтедобывающих компаний и, прежде всего, "Роснефти".
Структура стремительно поднявшегося и укрепившегося на рынке швейцарского трейдера также остается загадкой для британцев, о чем они не преминули заявить в суде. О том, что в непродолжительной истории Gunvor не все так гладко, The Economist судит хотя бы по тому, что компания была оформлена в составе Gunvor Group лишь в июле 2007 г. и является дочкой Gunvor Cyprus Holding Limited, которая сама появилась на свет не далее как в апреле 2007 г. Кипрская компания, в свою очередь, принадлежит Clearwater Advisors Corporation Ltd, об акционерах которой ровным счетом ничего не известно.
Вообще же "мартовские тезисы", которые британское издание направило в суд в ответ на иск Геннадия Тимченко и компании Gunvor International BV и которые оказались в распоряжении редакции Право.Ru, — чтение, пожалуй, более увлекательное и полезное, чем сама откровенно провоцирующая – в хорошем смысле — статья в The Economist. И пока Gunvor привязывается к словам, пытаясь докопаться до истины – что же имел в виду журнал, британцы продолжают копать, причем глубоко. И вопрос о том, зачем все-таки "Роснефти" какие-то посторонние посредники, в т.ч. в лице швейцарской Gunvor при экспорте нефти, кажется не таким уж нелепым.