ПРАВО.ru
Интерправо
17 марта 2010, 20:15

Банковской тайны в Швейцарии не будет. Благодаря судебной системе США

<B>Банковской тайны в Швейцарии не будет. Благодаря судебной системе США</B>
Банк UBS стал удобной мишенью в битве американцев за налоги фото www.fb.md

Швейцарские банки не выдерживают давления со стороны Соединенных Штатов и европейских государств и "сдают" своих клиентов. Правда, речь пока идет не обо всех клиентах, а о тех, которые попали в число налоговых уклонистов. И борьба с ними порой ведется против правил. Европа скупает краденые данные о должниках, в то время как США полагаются на мощь своей судебно-правовой системы. Швейцарское законодательство в этих условиях выполняет лишь слабую заградительную функцию, да и оно в скором времени может быть переписано. Прежде всего, в угоду США.

Швейцарию записали в оффшор

До последнего времени уклонение от налогов в Швейцарии не считалось серьезным преступлением и тем более основанием для нарушения обета — разглашения сведений, представляющих банковскую тайну. В лучшем случае речь шла об административном правонарушении.

При этом страна отнюдь не являлась "раем для криминала". Именно швейцарское законодательство считалось одним из наиболее эффективных в борьбе с отмыванием "грязных" денег. Работавшая без сбоев банковская сфера служила основным источником высокого уровня жизни граждан и предметом национальной гордости.

Многовековая практика, которая не вызывала нареканий в стабильное время, проходит сегодня проверку на прочность. На волне рецессии правительства различных стран сражаются за каждый налоговый доллар. Предпринятый вследствие мирового кризиса "поход на оффшоры" поставил Швейцарию с ее глубокими традициями финансовой конфиденциальности перед непростым выбором.

Требования влиятельных государств приоткрыть завесу банковской тайны и предоставить информацию о вкладах своих граждан, подозреваемых в налоговых махинациях, приобрели ультимативную форму и привели к возникновению коллизии, прежде всего, в самой Швейцарии. Так, финансовые круги при поддержке сочувствующих официальных лиц из правительства страны отстаивают незыблемость банковской тайны, уповая на законодательство. Политическая элита, в свою очередь, озабочена сохранением международных связей и доброго имени Швейцарии.

К чему приводит вмешательство других стран

"Наступило время кардинальных перемен, — полагает сотрудник лондонского филиала банка Froriep Renggli Дуня Кох. — Они начались в Америке, продолжение последовало в Европе, прежний порядок в области контроля над уплатой налогов можно считать ушедшим в прошлое".

Один из символов перемен, о которых говорит клерк, — принятое еще в марте 2009 года решение правительства Швейцарии о приведении банковской политики в соответствие со статьей 26 налоговой конвенции Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР). Статья упраздняет существующее в швейцарском законодательстве разграничение понятий налогового мошенничества и укрывательства от налогов со всеми вытекающими отсюда последствиями.

"До сих пор законы Швейцарии не были предметом дискуссии представителей других стран, — отмечает также представитель Froriep Renggli. — Пока не нарушено налоговое законодательство страны, [у клиентов банков] не было проблем. Но теперь нашим банкам придется думать о том, насколько клиент „чист“ перед налоговыми органами своего государства, это противоречит всем швейцарским нормам. Однако главный вопрос все же касается перспектив — того, будет ли у нас установлен порядок, предполагающий автоматический обмен информацией о клиентах, и предусмотрено ли уголовное наказание для сотрудников банков, которые помогают клиентам уходить от уплаты налогов".

Банк UBS стал удобной мишенью в битве американцев за налоги

Крупнейшей жертвой американских борцов с укрывательством доходов от налогообложения стал Union Bank of Switzerland (UBS). В феврале 2009 года UBS был вынужден выплатить властям Соединенных Штатов 780 миллионов долларов по требованию налоговой службы IRS. Это был своеобразный штраф за предполагаемое пособничество 17 тысячам американцев. Из-за нежелания последних платить налоги казна США не досчиталась 20 миллиардов долларов. Правда, формально банк был наказан за "неправильные действия" своих сотрудников в американских отделениях.

Неприятности UBS усугублялись тем, что на момент выписывания "штрафа" банк судился с американским миллиардером российского происхождения Игорем Оленикофф. Предприниматель подал в суд на UBS как бы в ответ на расследование IRS, в центре которого он оказался.

В декабре 2007 года Оленикофф был признан виновным в уклонении от уплаты налогов, в виде штрафов и неустоек ему пришлось выплатить свыше 50 миллионов долларов. Бизнесмен признал, что с 1998 по 2004 год он скрывал свои истинные доходы и активы за пределами США. Вина же UBS, по его словам, заключалась в том, что банк ввел его в заблуждение относительно законности хранения активов в оффшорных зонах. Речь шла ни много ни мало о 200 миллионах долларов, хранившихся на счетах в Швейцарии и Лихтенштейне.

Оленикофф вольно или невольно добавил решимости американским налоговикам, объявившим настоящую войну иностранным банкам, услугами которых пользуются недобросовестные налогоплательщики. В свою очередь UBS стал катализатором процесса поэтапного отказа Швейцарии от политики неразглашения информации о клиентах своих банков.

"Секретность банковских операций была огромным преимуществом Швейцарии, — признает сотрудник банка Tavernier Tschanz Эдмонд Таверниер. — Случай с UBS показал: мы потеряли нашу свободу. Когда Соединенные Штаты заявили, что желают уничтожить институт банковской секретности, было трудно сопротивляться, поскольку утрата банком лицензии в США совершенно недопустима".

Другие эксперты видят ситуацию в менее мрачных тонах.

"Считаю, что все это хорошо для страны, — говорит Фрэнсис Роджас, сотрудник женевского офиса банка Withers Worldwide. — Пора прощаться со старыми привычками ведения банковского дела, позволявшими клиентам укрывать доходы от налогообложения".

Под ударом оказались тысячи вкладчиков швейцарского банка

Невзирая на уплату банком UBS солидной суммы денег, Министерство юстиции США потребовало от него раскрыть имена 4,5 тысяч американских вкладчиков, подозревавшихся в уклонении от уплаты налогов. Такое требование вступало в жесткое противоречие с фундаментальными принципами швейцарского закона о банковской тайне. Но США пригрозили UBS лишением американской лицензии и уголовным преследованием.

Если для большинства швейцарских банков утрата американских отделений не является фатальной потерей, то для UBS, получившего щедрый государственный заем в разгар кризиса, потеря американских клиентов могла обернуться катастрофой. Коллапс UBS министр финансов Швейцарии Ханс-Рудольф Мерц оценил в 250 миллиардов долларов.

В феврале 2009 года Швейцарская служба по надзору за финансами и рынками (FINMA), организованная всего за месяц до этого, начала действовать. Она потребовала от UBS предоставить США сведения о 285 американцах, имеющих счета в UBS. При этом свое требование FINMA обосновала, обратившись к статьям 25 и 26 Швейцарского Банковского Акта, которые дают властям право принимать превентивные меры в отношении банков в случаях угрозы экономике страны.

После передачи Америке данных о состоянии дел 285 вкладчиков следственные органы США завели уголовные дела на полторы сотни "счастливцев". К настоящему моменту шестеро из них признаны виновными.

Швейцарские банки в это время рекомендовали своим топ-менеджерам не покидать пределы страны из-за опасений, что во время поездок за рубеж они могут быть задержаны. Руководству большинства банков не рекомендовалось посещать США, некоторые банки ввели для своей "правящей верхушки" полный запрет на зарубежные поездки, включая визиты во Францию и Германию.

В августе 2009 года швейцарское правительство признало правомерность позиции FINMA и согласилось предоставить американской стороне имена 4450 вкладчиков банка UBS. Эта сделка была одновременно исключением и компромиссом: американские налоговики получили имена недобросовестных плательщиков, Швейцария — возможность и дальше неукоснительно соблюдать банковскую тайну.

Административный суд ставит под сомнение правомерность действий FINMA

Картину испортило постановление Федерального административного суда Швейцарии. 5 января 2010 года он признал незаконность действий FINMA. Суд решил, что служба не имела права вынуждать банк UBS раскрывать информацию о своих вкладчиках, поскольку этого не предполагало заключенное в августе 2009 года соглашение между правительством страны и США.

"Правительство утверждает, что раскрыло банковскую тайну вкладчиков UBS в полном соответствии со швейцарским законодательством, — считает Эдмонд Таверниер. — Но это не так. Мы нарушаем законы страны".

Признание административным судом Швейцарии незаконности действий FINMA основано на противоречивом толковании выражения "налоговые махинации либо что-то подобное". Выражение присутствует в тексте прошлогоднего договора швейцарского правительства и американских налоговиков. Что можно и что нельзя считать "чем-то подобным"? Можно ли сюда отнести скрытие клиентом своего настоящего имени с помощью нелегальной договоренности с кем-то или неправильное заполнение налоговой формы при открытии счета?

По швейцарским законам первое, т.е. фактическая подделка документов, считается уголовно-наказуемым преступлением. В то время как второе, то есть укрывательство от налогов, рассматривается как административное правонарушение.

Суду еще предстоит решить, являются ли махинации с налогами преступлением или правонарушением, но его нынешнее решение уже поставило Швейцарию в заведомо унизительное положение страны, не способной выполнить обязательства перед США. А американские налоговики в случае невыдачи им списка подозреваемых в уклонении от налогов могут вернуться к вопросу о репрессиях в отношении UBS.

Стоит также иметь в виду, что Федеральный административный суд Швейцарии рассмотрел заявление одного из клиентов UBS, настаивающего на незаконности передачи Америке клиентской базы данных. Американец открыл в банке счет на незначительную сумму без какой-либо задней мысли. Теперь за развитием этого процесса пристально следят, как минимум, те самые четыре с половиной тысячи вкладчиков UBS, чьи фамилии могут стать известны налоговым органам США, если Швейцария их "выдаст".

Что дальше? Два возможных сценария

Сегодня у швейцарских властей есть два выхода. Это заключение нового договора с налоговой службой США, который бы подтвердил достигнутое в августе 2009 года соглашение в рамках более широкого договора о двойном налогообложении. Другой вариант — одобрение швейцарским парламентом августовской сделки с США, причем "задним числом". Но как одно, так и другое решение могут быть приняты только после проведения общенационального референдума. Однако сегодня общественное мнение явно не в пользу компромисса с американцами.

"В сознании нашего народа „частное“ ценится крайне высоко, — отмечает сотрудник банка Pestalozzi Серж Каламе. — Швейцарцы доверяют государству, но мы не хотим монопольно от него зависеть, как в некоторых соседних странах. У нас неразглашение „частного“ остается принципиальным условием общественного договора".

Вслед за США пополнить казну за счет "уклонистов" не прочь и Европа

Масла в огонь подлили налоговые органы Франции и Германии, которые пошли своим, весьма оригинальным путем. Они выразили готовность приобрести краденые базы данных граждан, имеющих счета в швейцарских банках. Германия уже заплатила 2,5 миллиона евро за бесценную информацию о своих нарушителях. Если информацией правильно воспользоваться, то немецкая казна, по некоторым оценкам, пополнится на 200 миллионов евро.

Проблема с Францией, объявившей, что черные списки уже имеются у нее на руках, временно решена. В декабре 2009 года Швейцария пригрозила приостановить переговоры о заключении договора о двойном налогооблажении, которое рассматривается как один из методов воздействия с нечестными налогоплательщиками.

Германия оказалась более несговорчивой. Немецкие власти заявили о решимости идти до конца и использовать приобретенные ей данные во имя справедливости, а заодно и для пополнения казны.

"То, что мы наблюдаем в Германии, шокирует всех, кто уважает законы и принципы", — полагает Эдмонд Таверниер.

Однако в ситуации, когда правительство готово предпринять экстренные меры для погашения дефицита бюджета, некоторые принципы отходят на второй план. А это значит, что сопротивляющаяся "нелегальщине" Швейцария, вполне возможно, плывет против течения, считает Джеймс Свифт, обозреватель британского журнала The Lawyer.

В конце концов даже Лихтенштейн в рамках подписанного договора готов обмениваться информацией о клиентах своих банков. А благодаря налоговой амнистии, проведенной в Италии в декабре 2009 года, в казну страны вернули 18 миллиардов евро. Значительная часть средств поступила благодаря клиентам швейцарских банков в Люгано.

Россия оставила за собой право поинтересоваться вкладами своих граждан

Во время визита в Швейцарию в 2009 году президент РФ заметил, что Россия оставляет за собой право обращаться с запросами к властям страны по поводу банковских вкладов российских граждан. "Государство имеет право знать, платят ли ему налоги, — заявил Дмитрий Медведев. — Подобные вопросы должны решаться в индивидуальном порядке, в рамках законности и без нарушения прав граждан".

И все-таки что-то должно измениться

Мнение швейцарцев, как уже говорилось, сегодня отнюдь не в пользу безграничной открытости банков. Не случайно в одном из последних интервью министр финансов Ханс-Рудольф Мерц заявил, что Швейцария, если она желает сохранить свои позиции на европейских рынках, должна, как минимум, заключить договоры об обмене банковской информацией с другими странами Европейского Союза.

Таким образом, 2010-ый может стать для Швейцарии годом радикальных перемен в сфере банковской политики.

"У банков нет выбора из-за давления зарубежных стран, — говорит Эдмонд Таверниер. — Банковская секретность умерла, но это не значит, что умерла банковская индустрия Швейцарии. Мы будем соревноваться с конкурентами на других полях".

Подготовил Станислав Варыханов