Накануне на "судебном процессе года" в Высоком суде Лондона — разбирательстве между российскими олигархами Борисом Березовским и Романом Абрамовичем по поводу "Русала", "Сибнефти" и ОРТ — выступил их товарищ по списку Forbes, совладелец "Металлоинвеста" и Coalco Василий Анисимов. Он поведал суду новые мрачные подробности о ведении бизнеса в 90-е годы в России, а также назвал Абрамовича "порядочным бизнесменом с большими связями".
Экскурсия на кладбище и маски-шоу
Василий Анисимов, 30-й номер в списке 200 богатейших бизнесменов России, состояние которого журнал Forbes оценивает в $3,6 млрд, давал показания в Высоком суде Лондоне накануне. Он признал, что вел дела с покойным Бадри Патаркацишвили, однако отметил, что ему ничего не известно о том, что Борис Березовский и Патаркацишвили являлись акционерами "Сибнефти" или "Русала". "Я утверждаю, что я никогда не видел и не слышал, что Березовский имеет какое-то отношение к этому ["Русалу" — ред.]", — отметил Анисимов, а позднее уточнил: — Я действительно не знал, кто именно является акционерами "Сибнефти".
В 1990-е годы Анисимов имел непосредственное отношение к алюминиевому бизнесу в России (позднее все заводы были консолидированы в собственности "Русала", главным акционером которого в настоящий момент является Олег Дерипаска — прим. ред.). Его выступление дополнило картину российского бизнеса того периода довольно ярким описанием, когда он рассказал, почему решил заняться бизнесом по недвижимости в Москве и Нью-Йорке, избавившись (так был сформулирован вопрос — прим. ред.) от активов в Красноярском крае.
— Не совсем правильно [говорить], что я решил избавиться. Нам создали такие условия, что мы были вынуждены оттуда уйти и продать свои активы. Давление оказывалось со всех сторон — и со стороны губернатора Красноярского края Лебедя (Александр Лебедь был губернатором Красноярского края с 1998-го по 2002 год, погиб в авиакатастрофе — прим. ред.), и со стороны криминальных авторитетов, — сказал Анисимов (здесь и далее цитаты по "Газете.ru").
— А как это влияло на производство алюминия? — заинтересовалась судья Элизабет Глостер.
— Могу привести два примера, чтобы Вам было понятно, — ответил Анисимов. — Наши ребята прилетели на работу в Красноярск, их в аэропорту встретили, посадили в автобус и отвезли на кладбище. Там сказали, что если они будут работать в Красноярске, то снова окажутся здесь. А губернатор давал команды правоохранительным органам устраивать маски-шоу. Руководителей не пускали на заводы. И, самое главное, наше основное сырье — глинозем — неделями стояло на станциях, нам не позволяли разгружать вагоны. Якобы какие-то бомбы у нас находили. Конечно, это оказывало большое влияние на психологию людей. И мы переживали уже не только за бизнес, но и за личную безопасность.
Анисимов также в нескольких словах охарактеризовал Романа Абрамовича.
— Вы согласны с тем, что Абрамович довольно влиятельный бизнесмен в России? — спросил его адвокат Бориса Березовского Лоуренс Рабиновитц.
— Ну, наверное, влиятельный. У него большие связи. Я считаю, что он просто порядочный бизнесмен, — ответил Анисимов.
Аккуратный и осторожный юрист
В суде вчера выступил и личный юрист Олега Дерипаски Пол Хаузер. В ходе его допроса основное внимание было сосредоточено на принадлежности акций "Русала". Хаузер принимал участие в составлении и подписании документа "Соглашение о покупке-продаже активов" между компаниями Дерипаски и Абрамовича (в рамках этой сделки последний уступал свою долю в "Русале" — прим. ред.), а также в предварительных переговорах на эту тему при участии Сталбека Мишакова (со стороны Дерипаски) и Евгения Таненбаума, Андрея Осипова и Александра Шнайдера (со стороны Абрамовича). Также он участвовал в обсуждении документов "Об отказе от обязательств бенефициарных владельцев" и "О признании".
Адвокат Березовского Рабиновитц так описал участие Березовского и Патаркацишвили в сделке по созданию "Русала":
— Первый этап: стороны обменивались идеями проектов документов. Предполагалось, что будут существовать X и Y — некие бенефициарные владельцы. Второй этап: Абрамович заявил, что никакой гарантии о бенефициарном владении от него не будет. Сделка зашла в тупик. Третий этап: Абрамович признал, но не гарантировал, что он имел дела с Патаркацишвили, и кого назовет Патаркацишвили, тот и будет бенефициарным владельцем".
Хаузер не согласен с подобным изложением событий:
— Я знаю, что Абрамович имел дело только с Патаркацишвили. Был ли там Y — я не знаю. Статья в Moscow Times говорит о том, что у Березовского могла быть такая доля. Однако я аккуратный и осторожный юрист и не привык верить на слово.
Он также добавил, что "Березовский и Патаркацишвили никогда не упоминались в ходе обсуждений".
Слушания по делу продолжаются.
С исковым заявлением Бориса Березовского к Роману Абрамовичу можно ознакомиться в разделе "Документы, досье". В том же разделе "Право.ру" публикует стенограммы судебных заседаний по делу "Березовский vs Абрамович".
***
Березовский подал иск к Абрамовичу в лондонский суд в июне 2007 года. Истец утверждает, что Абрамович под давлением заставил его продать акции компаний "Русал" и "Сибнефть", а также телеканала "ОРТ" по слишком низкой цене. Эти сделки были совершены в начале 2000-х годов, когда Березовский эмигрировал в Великобританию, опасаясь, по его словам, преследования со стороны российских властей. "По словам Березовского, методы запугивания со стороны Абрамовича включали угрозу экспроприации доли Березовского в „Сибнефти“, а также намек на то, что в случае, если Березовский согласится на продажу, его друг Николай Глушков будет освобожден из тюрьмы", — сказано в пресс-релизе адвокатов, представляющих интересы опального российского бизнесмена. В общей сложности Борис Березовский требует взыскать с Абрамовича $5,56 млрд потерь, из них $554 млн — по "Русалу".
Что касается "Русала", то в судебных материалах утверждается, что Абрамович по трастовому договору управлял 50% этой компании, а владельцами этого пакета, кроме него, были Березовский и его бизнес-партнер Бадри Патаркацишвили. При этом, по утверждению юристов Березовского, Абрамович согласился не продавать акции "Русала" без согласия Березовского и Патаркацишвили, но нарушил условия трастового договора и в 2003 году уступил Олегу Дерипаске свои акции "Русала", что позволило последнему довести свою долю в компании до 75%. Кроме того, сама продажа акций Абрамовичем снизила стоимость пакета акций, принадлежавшего Березовскому и Патаркацишвили, сказано в исковом заявлении.
Адвокаты Абрамовича изначально пытались добиться, чтобы Высокий суд Лондона не принял к рассмотрению иск Березовского, но не преуспели в этом. Затем, на предварительном этапе процесса, тактическое поражение потерпела сторона Березовского. Его адвокат настаивал на применении в процессе либо английского, либо французского права, поскольку в марте 2000 года в лондонском отеле Dorchester он вместе с Абрамовичем, Патаркацишвили, а также Дерипаской и Евгением Швидлером договорились руководствоваться английским правом относительно сделки по "Русалу". Ответчик, в свою очередь, полагал, что в деле следует применять российское право, и в конце марта 2011 года Высокий суд Лондона удовлетворил ходатайство адвокатов Абрамовича на этот счет.
По предварительным прогнозам, слушания продлятся не менее 16 недель и завершатся в январе 2012 г. Сам же процесс, материалы которого насчитывают уже несколько сотен томов, может растянуться не на один год.
С хроникой слушаний в Высоком суде Лондона по иску Бориса Березовского к Роману Абрамовичу можно ознакомиться здесь.