Российский пилот Владимир Садовничий, осужденный в Таджикистане, но освобожденный судом этой страны, по возвращении на родину признал, что реакция дипломатических ведомств России на эту ситуацию была несколько запоздалой. Сам процесс он охарактеризовал как "рейдерский захват с целью завладеть самолетами".
"Можно сказать, что было какое-то опоздание, но в целом, исходя из того, как дальше все развивалось после приговора, я им за это благодарен", — ответил Садовничий на вопрос журналистов о роли посольства РФ в Таджикистане в разрешении конфликта.
При этом он, в отличие от своего эстонского коллеги, не намерен требовать компенсации от работодателя за время, проведенное в тюрьме.
Пилот также поблагодарил за свое освобождение Президента России и все СМИ, освещавшие это дело. По мнению Садовничего, вся эта история представляет собой "рейдерский захват с целью завладеть самолетами", и никакой политики тут не было. "В руководстве (таджикских) спецслужб есть так называемые „оборотни в погонах“, которые и хотели заполучить наши самолеты", — считает пилот.
Он отметил также, что никаких компенсаций работодателя требовать не собирается.
Ранее второй фигурант этого дела — гражданин Эстонии Алексей Руденко, также освобожденный 22 ноября из-под стражи таджикским судом, заявил, что собирается потребовать материальную компенсацию от авиакомпании Rolkan Investments Ltd. Авиакомпания, в свою очередь, намерена отсудить у Таджикистана конфискованные самолеты.
Приговор по этому делу был вынесен судом города Курган-Тюбе 8 ноября. Суд приговорил Садовничего и Руденко к 8,5 годам лишения свободы, признав их виновными в контрабанде, незаконном пересечении границы и нарушении правил полетов. Оба самолета Ан-72 были конфискованы в пользу государства.
В Москве приговор вызвал негативную реакцию, российский МИД назвал его "крайне суровым и политически ангажированным". Позднее под давлением российских властей, суд смягчил наказание, отпустив пилотов из-под стражи в зале суда.
Владимир Садовничий и Алексей Руденко ранее работали в Афганистане пилотами Rolkan Investments Ltd, занимаясь перевозкой гуманитарных грузов. В марте 2011 года они на двух самолетах Ан-72 возвращались в Россию и сделали промежуточную посадку в Таджикистане (в аэропорту города Курган-Тюбе). Пилотам было дано разрешение на экстренную посадку, однако после приземления их задержали. Руденко и Садовничему были предъявлены обвинения в нарушении границы, нарушении правил полетов и контрабанде (контрабандой таджикские силовики сочли запасной двигатель, перевозившийся в одном из самолетов).