ПРАВО.ru
Интерправо
6 января 2009, 21:11

У Китая нет проблем с патентным правом, они есть у его конкурентов

У Китая нет проблем с патентным правом, они есть у его конкурентов
На китайском автомобильном рынке слишком много "клонов" фото ИТАР-ТАСС

Ожидания того, что после вступления Китая во Всемирную торговую организацию иметь дело и конкурировать с азиатскими производителями станет проще, судя по всему, не оправдываются. По крайней мере, на автомобильном рынке никаких изменений в положительную сторону не наблюдается — новые китайские авто внешне по-прежнему напоминают именитые западные бренды, и китайские суды упорно отказываются в это верить. Патентные тяжбы тянутся друг за другом из года в год и напоминают зыбучие пески.

Все дороги ведут в Рим

Последним в списке потерпевших неудачу в противостоянии с непробиваемым китайским автопромом можно считать итальянский концерн Fiat. 29 декабря 2008 г. Высший народный суд пр. Хэбей поставил точку в деле, отклонив апелляцию на решение Народного суда г. Шицзячжуан. Итальянцы настаивали на том, что малолитражка GWPeri от Great Wall как две капли воды похожа на их детище — Panda. Однако китайский суд к доводам Fiat не прислушался. «Это решение окончательное, в Китайской Народной Республике по рассматриваемому делу никаких новых апелляций быть не может», — говорится в официальном заявлении Great Wall.

Таким образом, китайский суд оказался на стороне «своей» компании, в то время как итальянский концерн при случае всегда может указать на решение Туринского суда. Еще в июле 2008 г. он запретил продажу GWPeri, фактически признав сомнительную свежесть авто, на территории Италии и в целом Евросоюза. При этом китайской компании грозит штраф в 50 тыс. евро с каждой машины, если она решит, несмотря на установленный запрет, выйти с GWPeri на европейский рынок. Как обе компании планируют решать возникшую коллизию, пока неясно, но вряд ли Great Wall, имеющая хорошие перспективы на жизнь, готова отказаться от европейского рынка.

Немецкое качество против китайского юаня

Компания BMW незадолго до конфликта с Fiat присмотрелась к внедорожнику SCEO от Shuanghuan и признала в нем родной X5. Мюнхенский суд также не смог отличить одно авто от другого и запретил импорт SCEO в Германию. Но в соседней по несчастью Италии BMW поддержки не нашел — миланский суд не увидел в SCEO ничего криминального, и вскоре он может появиться на местном рынке.

Глава компании China Automobile Deutschland — дистрибьютора Shuanghuan в Европе — Карл Шлессель, в свою очередь, неоднократно заявлял, что SCEO "разработан с чистого листа и ничего общего с X5 ни в дизайне, ни в цене у машин нет". Ценовой политике китайских производителей действительно сложно что-либо противопоставить. В конце концов, именно цена делает китайский автомобиль столь привлекательным для любого рынка. Особенно в период глобального экономического спада.

Между тем у китайских производителей проблемы не только с дизайном легковых авто, но и более габаритной колесной продукции. В 2006 г. на это обратила внимание компания MAN — третий по величине на европейском рынке автопроизводитель, специализирующийся на грузовой технике. Все те же претензии — нарушение патентных прав — были высказаны группе Zonda, разработавшей автобус A9, который внешне крайне напоминает формы Starliner от Neoplan Bus GmbH, «дочки» MAN. При этом немецкая компания основательно подготовилась, заручившись поддержкой немецкого посольства в Китае, Немецкой торговой палаты в Пекине, а также компании Jinhua Neoplan-Youngman, владеющей правами на Starliner в Китае. Представители MAN требовали в судебном порядке остановить производство и, соответственно, запретить продажу Zonda A9, а также выплатить компенсацию за нанесенный ущерб, ссылаясь на международную практику.

На китайском рынке каждый нашел что-то свое

В разное время с китайскими производителями с разным успехом пытались бороться и американский автогигант General Motors, и японские Honda, Nissan и Toyota. Последняя оценила нанесенный ей ущерб в 1,77 млн. долларов. В общем списке не хватает, пожалуй, только российских компаний, но причина банальна — с них до недавнего времени просто нечего было взять.