Главным событием в практике Европейского суда по правам человека на прошедшей неделе стало решение по "катынскому" делу (подробнее читайте здесь, продолжение — тут). Но кроме этого в Страсбурге разобрались и с другими жалобами против России. Смерть гражданского лица в чеченской перестрелке не стала нарушением со стороны властей, а перед 50 военными, не получившими вовремя свои квартиры, правительству придется отвечать, причем недешево.
Стоял на углу
Совман Эстамирова стала вдовой в 2001 году. Ее супруг – Асрадий – стоял на углу одной из улиц селения Аргун, когда внезапно началась перестрелка между группой российских военных и до сих пор неустановленными лицами. Одна из пуль убила Эстамирова, но с чьей стороны она была выпущена – неизвестно, расследование на сегодняшний день не завершилось.
Страсбургский суд, принимая решение по делу Эстамировой, инициированное в 2007 году, отметил, что российские власти активно помогали ЕСПЧ – ответили на все запросы в нужном объеме. Из отправленных в Страсбург документов следовало, что прямых свидетелей происшествия в Аргуне нет. Суд рассудил, что доказать причастность российских военных к убийству Эстамирова не представляется возможным, и признал отсутствие нарушения ст.2 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (право на жизнь) в этой части.
Одновременно в ЕСПЧ сочли, что расследование власти провели неэффективно. Например, баллистическая экспертиза состоялась лишь через восемь лет после перестрелки, у солдат так и не взяли свидетельские показания, а само расследование несколько раз приостанавливалось на значительные периоды времени. Таким образом, ст.2 Конвенции все-таки была нарушена, но в части адекватности следственных мероприятий. Общая сумма компенсации, которую получит от государства Эстамирова, установлена в размере 32500 евро.
Проблемы военных стали в ЕСПЧ пилотным делом
"Пилотным" постановлением в практике ЕСПЧ называют решение по целой группе идентичных жалоб, которые генерируются за счет структурного пробела в национальном законодательстве. Одним из последних пилотных дел, связанных с Россией, стало разбирательство "Бурдов и другие против России", которое в конечном итоге привело к принятию закона "О компенсации за нарушения права на судопроизводство в разумный срок…" в 2010 году.
Тогда несколько военнослужащих жаловались на неисполнение предписания судов о выдачи им законной жилплощади по факту увольнения и требовали компенсации. Однако новый закон, признает ЕСПЧ, не работает достаточно эффективно, потому что российские суды в ряде случаев отказывались применять его, ссылаясь на то, что задержку нельзя назвать достаточно длительной.
Теперь же в Страсбург обратились еще 50 военных, не сумевших быстро реализовать свое право на новые квартиры (дела "Калинкин и другие против России" и "Илюшкин и другие против России"). Все они указали, что имея на руках решения суда, позволяющего претендовать на квадратные метры, столкнулись с промедлением в его исполнении со стороны властей, а также с отказом в компенсации за эту оплошность.
На практике, полагает Страсбургский суд, прогрессивное толкование нового закона не имеет шансов против воли Верховного Суда РФ, который раз за разом отменяет решения в пользу военных. Поэтому ЕСПЧ остается единственной инстанцией, способной гарантировать правовую защиту для широкого круга лиц, страдающих от попустительства властей. И свою функцию он выполнил: зафиксировал нарушение ст.6 Конвенции (право на справедливое судебное разбирательство) и ст.13 (право на эффективное средство правовой защиты), а также ст.1 Протокола №1 (защита права собственности). Каждому из пятидесяти заявителей была присуждена компенсация в размере от 2000 до 9000 евро в зависимости от конкретных обстоятельств, а общая сумма выплат достигла 365500 евро.
Кроме того, ЕСПЧ призвал российское правительство рассмотреть возникшую структурную проблему правоприменения в связи с еще 15-ю жалобами, поступившими в этом году.