ПРАВО.ru

Как фильмы вдохновляют на преступления

Как фильмы вдохновляют на преступления
Фото с сайта 24daily.net

Сила искусства поистине велика, но вектор ее неустойчив, особенно это верно для самого массового из искусств – кино. Так, после просмотра фильма особо впечатлительные или предприимчивые зрители могут перейти на темную сторону. "Право.Ru" рассказывает, как и почему кино иногда толкает людей на преступления, что значит термин "защита в стиле "Матрицы", и как в Индии преступления по голливудскому и болливудскому сценариям закончились одинаково.

20 июля 2012 года в городе Аврора, штат Колорадо, люди шли в местный кинотеатр на премьеру долгожданного фильма из цикла о Бэтмене – "Темный рыцарь: Возрождение легенды". В темноте, среди запаха поп-корна, отсветов экрана и разговоров персонажей неожиданно раздались выстрелы. Началась паника и давка, люди пытались выбраться, сбивая друг друга с ног. 12 зрителям спастись так не удалось, 70 получили ранения. Огонь по залу открыл Джеймс Холмс, интерн в Институте биологических исследований Солка, любитель комиксов и, по собранным впоследствии сведениям, молодой человек со странностями. Когда после стрельбы его схватили полицейские, Холмс сообщил им, что он Джокер, то есть, суперзлодей экранизированной вселенной DC Comics и заклятый враг Бэтмена. "Темный рыцарь: Возрождение легенды" – последний фильм в трилогии о супергерое, снятой режиссером Кристофером Ноланом. Этому фильму предшествовали "Бэтмен: начало" и "Темный рыцарь". Нолан лишь один из рядя режиссеров, экранизировавших эту серию комиксов. Назвавшийся Джокером убийца был – и, вероятно, остается – фанатом историй о Бэтмене.

Прежде чем отправиться на премьеру, Холмс заминировал свое жилище, соорудив сложную систему растяжек и соединений между дверью и емкостями со взрывчатыми веществами. Он рассчитывал, что от взрыва погибнет еще несколько человек, однако обошлось без жертв: саперам удалось успешно разминировать помещение. Судебный процесс над Холмсом все еще не закончен. Присяжные и судьи должны решить, считать ли Холмса невменяемым или вынести ему смертный приговор.

22 июля 2011 в Осло на улице Груббергата взорвалась бомба; в результате погибли восемь человек. Взрывчатка находилась в машине, припаркованной неподалеку от комплекса правительственных зданий. Человек, оставивший микроавтобус "Фольксваген" на улице, был одет в полицейскую форму, чем усыпил бдительность охраны. Этим преступником был Андерс Брейвик. После того, как он завершил первую часть террористического плана, норвежец отправился на паромную переправу. Там он показал поддельное удостоверение и назвался агентов внутренних служб, объяснив свое желание попасть на остров Утейа, в молодежный лагерь правящей Рабочей партии, необходимостью провести там инструктаж по безопасности в связи со взрывами в Осло. Добравшись до лагеря, он выстроил детей и подростков, чтобы все могли вынести урок из его лекции, и открыл по ним огонь. В общем счете жертвами двух терактов Брейвика стали 77 человек.

Мотивация Брейвика витиевата, прямую связь между преступлением и взглядами преступника обнаружить не представляется возможным. В мировоззрении Андерса Брейвика экстремистские, националистические, масонские, христианские убеждения и любовь к компьютерным играм с обилием насилия сплелись в некую чудовищную форму. В защиту своего поступка Брейвик сказал, что действовал в собственных интересах и в интересах страны. Он назвался борцом с распространением ислама в Европе и представителем группы Рыцарей тамплиеров – несуществующей, как уточнило следствие. Террорист заявил, что ни о чем не сожалеет и снова убил бы 77 человек, ибо это самая зрелищная националистическая атака со времен Второй мировой войны.

Свое вдохновение Брейвик черпал не только из философских трактатов, истории немецкого нацизма и компьютерных игр: своим любимым фильмом убийца назвал "Догвилль" датского режиссера Ларса фон Триера. В этом новаторском и остроумном кино беглянка Грейс, которую сыграла Николь Кидман, спасается от мафии и укрывается в маленьком городке Догвилль. Жители готовы содействовать Грейс, но в награду она должна помогать им и выполнять часть повседневной работы, которой поначалу совсем немного. Постепенно на плечи беглянки ложится все больше и больше обязанностей. В итоге горожане начинают эксплуатировать опасную гостью, Грейс переносит унижения, насилие и жестокость. Наконец, посчитав, что оставлять в городе девушку слишком рискованно, жители гостеприимного Догвилля сдают Грейс мафии. Тогда и выясняется, что девушка – дочь босса, и сбежала она потому, что не желала участвовать в преступной деятельности отца. Однако Догвилль изменил Грейс. Она приказывает своим новым подчиненным расстрелять всех жителей, включая детей и младенцев, и сама делает контрольный выстрел в голову бывшего возлюбленного, которого некогда обрела в городке.

Ларс фон Триер выразил сожаление, что его фильм мог способствовать массовому убийству. "Мне печально думать, что "Догвилль", который, на мой взгляд, является одним из самых успешных моих фильмов, стал для него [Брейвика] своего рода сценарием", – сказал он. Режиссер был в ужасе от эффекта, произведенного фильмом, поскольку цель его была совершено иной: заставить зрителя задуматься, оправданной ли была жестокая месть героини. Тем не менее, Триер вынужден был признать, что "последняя сцена "Догвилля" до боли напоминает то, что произошло в Утейе". После многочисленных медицинских обследований Андерса Брейвика признали вменяемым. Его приговорили к 21 году лишения свободы – максимальному наказанию, предусмотренному норвежским законом.

Американец Джон Хинкли 30 марта 1981 года совершил покушение на (на тот момент) президента США Рональда Рейгана в надежде впечатлить Джоди Фостер: Хинкли видел ее в фильме Мартина Скорсезе "Таксист" и стал одержим мечтами об актрисе. Способ завоевать ее сердце ему тоже подсказало кино. По сюжету, главный герой, ветеран вьетнамской войны по имени Трэвис Бикл (его сыграл Роберт де Ниро), страдает бессонницей и устраивается работать ночным таксистом. У одинокого Бикла свои странности: у него, например, есть привычка бесцельно колесить на служебном автомобиле по задворкам города и посещать кинотеатры, где показывают порнофильмы. Познакомившись с Бетси, работающей в предвыборном штабе нью-йоркского сенатора, он надеется наладить с ней отношения. Однако после того как он приводит новую знакомую на неожиданный киносеанс, она прекращает общение.

Среди случайных пассажиров, которые встречаются Биклу после расставания с Бетси – психически неуравновешенный бизнесмен, планирующий убийство, и малолетняя проститутка Айрис – ее и играет Джоди Фостер. Решив, что пора очистить город от грязи, таксист принимается убивать. После неудачного покушения на сенатора он разбирается с сутенером Айрис, вышибалой и одним из завсегдатаев борделя. Об этой истории ходят красочные слухи, благодаря которым Биклу удается завоевать восхищение Бетси (по крайней мере, ему так кажется). В истории из реальной жизни все получилось иначе: восхищения Джоди Фостер Джон Хинкли, вопреки своим чаяниям, не добился. Убийство Рейгана не удалось, но преступник серьезно ранил президента и нескольких человек, сопровождавших его. На суде Хинкли признали невменяемым и поместили в психиатрическую клинику, где он пребывает до сих пор. Впрочем, в марте этого года ему дали больше свободы: 17 дней в месяц неудавшийся убийца может жить дома у матери.

Фильм "Матрица" получил такую популярность, в том числе, среди убийц, что появилось даже понятие Matrix defense – "Матрица" как аргумент защиты в суде. Закрепилось оно из-за того, что через некоторое время после выхода в 1999 году фильма братьев Вачовски было совершено несколько преступлений, оправданием которых служил виртуальный мир, изображенный в фильме. В 2002 году 27-летний Вадим Миседжес, проживавший тогда в Сан-Франциско, убил и расчленил свою квартирную хозяйку. Сделал он это потому, что его "засосало в Матрицу", а от арендодательницы "исходили плохие флюиды". В результате процесса Миседжеса признали невменяемым и отправили в психиатрическую лечебницу. Так же поступили с жительницей Огайо Тондой Линн Эшли, убившей хозяина квартиры, которую Эшли снимала.

Девушка была убеждена, что убитый был частью заговора с целью промыть ей мозги и убить ее. "Они совершают множество преступлений в Матрице, – поделилась Эшли сведениями с полицией, – Когда ночью ты идешь спать, они забирают тебя в совершенно иное место, а потом возвращают и кладут обратно в постель, проснувшись, ты думаешь, что это был сон". А вот невменяемость Джошуа Кука защите доказать не удалось, хотя адвокат молодого человека и утверждал, что его подзащитный не может отвечать за поступки, поскольку совершал их в виртуальной реальности – в Матрице. В 2003 году молодой человек застрелил своих приемных родителей, действуя, по его словам, "как зомби". "Я благодарю Бога за то, что у меня не было винтовки AR-15 или другого подобного оружия, потому что в тогдашнем моем состоянии я бы пошел на причал той же ночью или в одно из моих бывших учебных заведений с утра и убил бы столько людей, сколько смог", – рассказал Кук, уже отбывая свой сорокалетний срок в тюрьме.

В Индии зимой 2012 года были арестованы четверо налетчиков, которые, слишком впечатлившись фильмом Льюиса Майлстоуна "Одиннадцать друзей Оушена", ограбили банк. Четверо индийских друзей Оушена – Аншул, Атиф, Шайлендра и Джитендра – постарались украсить преступление всеми доступными шпионскими трюками. "Грабители приклеили пленку на пальцы, чтобы не оставлять отпечатков, надели шлемы, дабы избежать опознания, а между собой переговаривались при помощи наушников", – рассказал старший суперинтендант полиции Канпура Яшасви Ядав. Грабители, среди которых были высококвалифицированный инженер и студент, изучающий компьютерные технологии, признались, что вдохновение черпали из фильма Майлстоуна, где показано ограбление казино в Лас-Вегасе. 

Немало в Индии и тех, кто считает, что родной Болливуд ничем не хуже американской киноиндустрии. Так что в городе Тхане в январе этого года ограбление банка преступники совершили по отечественной схеме: они взяли за образец индийский фильм Special 26 (который еще известен как Special Chabbis) режиссера Нираджа Пандея. В основу фильма положены реальные случаи ограбления банков, бизнесменов и политиков, совершенные в начале 1980-х годов преступной группой, члены которой представлялись налоговыми работниками или агентами Центрального бюро расследований Индии. Воодушевленные успехами киногероев, члены банды действовали по-старинке, без гаджетов и прочей атрибутики: трое грабителей в форме полицейских привели с собой остальных участников операции, представив их арестантами по делу об ограблении. Мнимые полицейские сообщили менеджерам банка, что эти люди продали компании краденое золото, и его необходимо было вернуть. Банда погрузила в машину 15 кг драгоценного металла и отбыла. Преступников – Дипака Дальви, Ашока Ранпайза, Дживана Сингха, Катрика Девендру, Чандрашехара Рейна и Раджутта Рейна – задержали, когда те после небольшого перерыва явились в следующий банк. Тогда-то власти заодно уличили грабителей и в предыдущем преступлении.