ПРАВО.ru

Как юристы сражаются с государством за свои зарплаты: американский опыт

Как юристы сражаются с государством за свои зарплаты: американский опыт

Юристы, работающие на государство, регулярно оказываются недовольны уровнем оплаты труда, независимо от того, о какой стране и правовой системе идет речь. Если британцы этой весной устраивают забастовки и по заранее оговоренным дням просто не приходят на работу, срывая судебные процессы, то оказавшиеся в похожей ситуации юристы из штата Массачусетс применили другую тактику – показали свои доходы специально созванной комиссии "синей ленты", которая посмотрела финансовые табели и возмутилась: надо срочно повышать. Юридической или какой-либо еще официальной силы такой вывод не несет, однако 20 лет назад "синеленточников" охотно послушали и выполнили все требования.

"Свобода, справедливость и равенство – без юристов это лишь пустые слова", – говорится в начале документа. А чтобы юристы могли успешно работать и поддерживать правовую систему, им надо платить. Таков основной посыл отчета ассоциации, опубликованный в мае. В декабре 2013 года Коллегия юристов Массачусетса созвала комиссию "синей ленты", чтобы та проанализировала уровень оплаты работы юристов штата. Похожее исследование комиссия уже проводила в 1994 году и пришла к выводу, что "неадекватная система оплаты препятствовала справедливому и эффективному осуществлению системой правосудия своих функций". Отчет от 1994 года действительно помог: государство повысило почасовую оплату адвокатов по назначению.

Комиссия "синей ленты" – принятое в англо-саксонском мире название для ad hoc объединения экспертов, собирающихся для анализа конкретной проблемы. Члены группы должны быть независимы от конфликтующих сторон, среди них могут быть и люди "со стороны", например публичные интеллектуалы, общественники, просто уважаемые граждане. Такие комиссии расследовали убийство Кеннеди и теракт 11 сентября 2001 года, разбирали правомерность иракской кампании Джорджа Буша-мл. Выводы не имеют юридической силы, но, как правило, к ним прислушиваются законодатели, чтобы устранить противоречия в будущем. Синяя лента в США – символ превосходства в своей области, такая обычно сопровождает награды за первые места в спортивных соревнованиях, научных конкурсах и так далее. 

К концу 2013 года Массачусетская коллегия юристов, приуныв из-за низких зарплат, прибегла к проверенному способу, позвала "синеленточников" (в данном случае – судьи, в том числе – в отставке, правоведы и прочие) и в мае 2014 представила отчет о текущем финансовом состоянии юристов в сфере уголовного права, которые работают на государство.

Согласно подсчетам комиссии, самым обделенным в зале суда себя должен ощущать помощник окружного прокурора: из всех работников сферы правосудия у него наиболее низкая зарплата – $37 500 (здесь и далее – в год, до налогов). На тысячу с небольшим в год его опережает пристав, чья ставка составляет $38 796. Еще немного лучше обстоят дела у государственных адвокатов – $40 000. За ними следуют остальные судебные персонажи: телефонист ($42 834), старший пристав ($54 365), административный работник ($56 217), судебный клерк ($57 711), судебный библиотекарь ($66 059), сотрудник, осуществляющий надзор за условно освобожденными ($66 238), юрист-следователь ($72 703), помощник судьи ($77 496) и судья ($144 694).

Мало того, что помощник окружного прокурора зарабатывает меньше других юристов и сотрудников судов в Массачусетсе: в этом штате он получает меньше, чем заработал бы на той же должности в других штатах. В Нью-Гэмпшире, например, его ставка составляла бы $52 000, а если бы он состоял в должности заместителя помощника прокурора штата Коннектикут, ему платили бы $60 000. Массачусетский помощник главного прокурора, получающий $55 000, тоже мог бы работать с большей выгодой в других местах. В Род-Айленде ему платили бы $56 000, в Нью-Йорке – $60 000, в Нью-Джерси – $62 000, в Коннектикуте – $73 000, а в Нью-Гэмпшире – $74 000.

Государственный адвокат в Массачусетсе зарабатывает в среднем $40 000, при том что средний уровень заработка по США в данной должности составляет $51 023. Большинство штатов обгоняют по этому показателю Массачусетс, в них вознаграждение государственных адвокатов колеблется от $41 515 до $98 514.

Комиссия учла и среднюю кредитную нагрузку на юристов – издержки обучения на юрфаке. В среднем сумма долга составляет $140 000, при этом 67% должников выплачивают от $100 000 до $360 000, 37% трудятся на двух работах и 73% поддерживает семья.

В отчете комиссия констатирует, что юристы – основа правового общества, его покоя и безопасности, так что, если им не заплатят, последствия могут быть печальными. Далее эксперты рассказывают, как можно все исправить.

– Начальные зарплаты помощников окружного прокурора, помощников главного прокурора штата и государственных защитников должны быть немедленно повышены до $55 000.

– Строка бюджета, рассчитанная на вознаграждение услуг юристов, нанятых окружными прокуратурами, генеральной прокуратурой и Комитетом государственных юридических услуг (CPSC), должна быть увеличена так, чтобы позволить в целом повысить зарплаты указанных категорий специалистов на 20%.

– Должны быть приняты меры для удержания уровня оплаты услуг юристов, постоянно работающих в сфере уголовного права, наравне с зарплатами других юристов, занятых в общественном секторе. Зарплаты должны учитывать повышение прожиточного минимума (Массачусетс – богатый штат, и там он сравнительно высок).

"Не будет преувеличением сказать, что в моем офисе безостановочно хлопает дверь. Это входят и выходят сменяющие друг друга прокурорские работники, – рассказывает окружной прокурор Дэниел Конли. – Мы тратим скудные средства на этот бесконечный цикл поиска, найма и обучения. Только прокуроры приобретают опыт и начинают справляться с работой, как им приходится оставлять дело, которому они искренне преданы".

Ситуация у государственных защитников немногим лучше. Рассказ юриста Дэвида Гримальди, работающего в Комитете государственных юридических услуг, довольно мрачен: "Я живу ничуть не лучше, чем когда был студентом первого курса в Бостонском колледже. Пожалуй, я живу даже хуже. У меня нет сбережений. Я не могу ничего откладывать для моей будущей пенсии, и конца этому не видно".

Адвокаты-частники в Массачусетсе тоже жалуются на низкие тарифы оплаты их услуг, когда они работают по назначению суда. "Если провести сравнение с окружной прокуратурой, – невесело размышляет Мишель Риу, частный адвокат и казначей Массачусетской Ассоциации судебных юристов, – окружной прокурор с 25-летним стажем получает страховку и пенсию, которую мы [частные юристы] не получаем; он также получает секретаря, кабинет и бесплатно все необходимые офисные принадлежности. Помимо этого, я знаю, что зарплата окружного прокурора с опытом работы от 25 лет переваливает за $100 000. Это даже близко не напоминает мою зарплату".

У массачусетских юристов есть все шансы вновь, как и 20 лет назад, получить желанную прибавку. За них перед государством снова просят федеральные судьи – члены комиссии, чье мнение игнорируют редко. К тому же в отчете комиссии прямо указывается на несоблюдение в штате правила индексации почасовых тарифов для назначенных юристов: повышение должно производится не реже одного раза в два года, в то время как последний раз эта процедура была осуществлена лишь в 2005 году.

На другом краю Атлантики тем временем юристы в схожей ситуации используют другие меры. В Великобритании они еще эмоциональнее выразили свое недовольство тем, что власти в недостаточном объеме оплачивают услуги работников правосудия. Там уже вся страна наглядно продемонстрировала критический настрой по отношению к политике правительства в этой области. Великобритания ежегодно выделяет на юридическую помощь около 2 млрд фунтов, половина идет на уголовные дела, половина – на гражданские. Министерство юстиции запланировало сократить эти ассигнования на 215 млн фунтов. Это и вызвало беспокойство служителей правосудия. По плану, зарплаты юристов в сложных дорогостоящих делах уменьшатся на 30%, а в остальных – на 18%. К тому же власти решили, что контракты юристы по уголовным делам будут получать через тендеры: договор заключит тот, кто предложит наименьшую стоимость услуг. Противники реформы указывают на то, что в таком случае у подзащитных не будет возможности выбрать себе юридического представителя, а многие юридические фирмы не смогут выжить в новой обстановке.

Министерство юстиции полагает, что зарплаты британских юристов достаточно высоки, чтобы сокращение ассигнований и другие реформы не стали чрезмерно тяжелым ударом для системы правосудия. По подсчетам министерства, средняя зарплата барристера – 56 000 фунтов в год. "Последние цифры показывают, что в прошлом году более 1200 барристеров работали на оплачиваемой из налогов граждан полноценной работе и получили 100 000 фунтов за год в виде гонораров, при этом шесть барристеров получили более 500 000 фунтов каждый", – сообщил официальный представитель Министерства юстиции. Заработок солиситоров в частных фирмах колеблется примерно от 24 000 до 55 000 фунтов в год.

Юристов доводы правительства не убедили. 31 марта 2014 года солиситоры по уголовным делам и инспекторы, наблюдающие за поведением условно осужденных преступников, устроили забастовку, продлившуюся несколько дней. Они выступали против сокращений федерального бюджета на юридическую помощь и против приватизации служб, занимающихся надзором за условно осужденными. Первая такая забастовка украсила площадь перед Министерством юстиции еще в апреле 2013 года, когда оно еще только начало лелеять идею сокращения ассигнований на юридическую помощь. Потом демонстрация возобновилась в январе 2014 года. Акции прошли не только в Лондоне, но в других крупных городах Англии и Уэльса. По сообщениям Ассоциация адвокатов по уголовным делам, волна акций протеста захватила Манчестер, Ливерпуль, Бристоль, Винчестер и ряд других городов. Изначально в акциях участвовали и барристеры, и солиситоры. Но Министерство юстиции согласилось отсрочить применение наиболее крупномасштабных мер в отношении барристеров до 2015 года, поэтому на забастовки 7 марта и 1 апреля они уже не выходили.