Швейцарская организация под названием Exit ("Выход"), помогающая гражданам страны уйти из жизни, приняла решение содействовать не только смертельно больным клиентам, но также здоровым пожилым людям. Вопрос о "самоубийстве по причине старости" обсуждался в прошлые выходные на ежегодном общем собрании организации. Большинство проголосовало "за", и Exit признала право на медицинскую помощь тем, кто решился на самоубийство из-за психологических или физиологических проблем, связанных с преклонным возрастом.
Помощь в суициде принципиально отличается от эвтаназии в классическом понимание этого термина. В первом случае специалисты лишь выпишут препарат, подготовят шприц, проведут инструктирование – остальное за тем, кто выбрал такой путь. Эвтаназия же – это убийство из милосердия, человек в этом случае не предпринимает никаких действий и не дает согласия на процедуру.
Exit существует более 30 лет и насчитывает около 73 000 членов, регулярно платящих взносы. В этом году на собрании было рекордное за последние 20 лет число присутствующих – 700 человек. Технически, на помощь в самоубийстве могут рассчитывать и молодые здоровые люди, разница заключается в процессе рассмотрения заявок. Пожилым людям все равно придется пройти ряд проверок, прежде чем медики примут решение о согласии или отказе содействовать, однако процедура будет не такой сложной, как та, что проходят молодые. "Суицид при содействии – небыстрый процесс. Врачи должны провести тесты и потратить часы на разговоры с пациентами, чтобы понять их мотивацию, – рассказывает Бернхард Саттер, вице-президент организации. – Пожилые пациенты не чувствуют в себе сил для этого".
Таким образом, в своем решении Exit лишь пошла навстречу многочисленным просьбам. "Члены нашей организации призывали нас заняться этим вопросом. Это зрелое решение", – утверждает Саттер. Изменению в правлиах предшествовало судебное разбирательство по делу врача Филиппа Фрайбургхауса. Он снабдил 89-летнего пациента смертельным лекарством, не проведя надлежащую диагностику. Старик утверждал, что у него серьезное заболевание кишечника, и хотел уйти из жизни, но отказывался пройти обследование. Суд первой инстанции приговорил Фрайбургхауса к выплате штрафа в 500 франков (примерно столько же в долларах). "Я как будто путешествую по стране абсурда", – удивлялся медик. Он был уверен, что пациент страдал от рака, но обследоваться не хотел и грозился покончить с собой самостоятельно. В апреле этого года врача оправдал апелляционный суд.
Добавление новой категории к числу клиентов Exit раскритиковали в Швейцарской медицинской ассоциации, опасающейся, что результатом будет волна самоубийств среди пожилых. "Мы не поддерживаем изменения в уставе Exit, – заявил президент ассоциации доктор Юрг Шлуп. – У нас вызывает беспокойство, что на здоровых людей будет давить мысль о возможности самоубийства". Но в Exit заверяют, что беспокоиться не о чем: во-первых, проверки все равно будут тщательными, во-вторых, большинство тех, кто пожелает воспользоваться новой опцией, состоят членами организации уже много лет и имели достаточно времени, чтобы все как следует обдумать.
Представители Exit признались, что детали расширения спектра услуг пока недостаточно продуманы. Для разработки четких правил будет сформирована специальная группа, которой, надо полагать, понадобится немало времени, чтобы разобраться во всех сложностях нововведения. Не исключено, что потребуются изменения в законодательстве.
Из-за туманности законов в этой сфере у Швейцарии уже возникали сложности. В мае 2013 года Европейский суд по правам человека потребовал, чтобы правительство прояснило, может ли получить содействие в самоубийстве человек, не являющийся смертельно больным, и если может, то при каких условиях. Суд обратил внимание на неопределенность правил в этой области после того, как жалобу подала 82-летняя жительница Цюриха. Она мучилась от тяжелого недуга, но Exit и местные власти отказались удовлетворить ее просьбу помочь с самоубийством, поскольку болезнь женщины была в теории излечима. Страсбургский суд пришел к выводу, что Швейцария нарушила право пенсионерки на частную и семейную жизнь. Он аргументировал это не отказом прописать женщине соответствующий препарат, а ситуацией, в которой она оказалась из-за неопределенности своего юридического статуса. В связи с этим ЕСПЧ призвал правительство эту определенность внести. На тот момент в Exit заявили, что решение суда не изменит правил организации. Призыв разобраться с политикой оказания такого рода помощи и власти, и Exit приветствовали, однако с тех пор мало продвинулись в реализации своих намерений.
Существующие правила носят весьма общий характер. Люди, желающие получить помощь в совершении самоубийства, обязаны быть в здравом уме, хорошо информированы о процедуре, они не должны подвергаться давлению извне или испытывать сомнения относительно своего решения. В Швейцарии разрешено только содействие в самоубийстве, которое в некоторых определениях все же считается видом эвтаназии. При этом медики лишь подготавливают препараты и все необходимые условия, но пациент сам вводит яд в организм. Эвтаназия в строгом смысле, то есть, ввод в вещества в организм пациента врачом, считается незаконной. Важным условием является отсутствие любой заинтересованности медика в смерти клиента. Согласно статье 115 Уголовного кодекса, содействие в самоубийстве будет преступлением "только в том случае, если его мотив корыстный".
Все случаи оказания помощи в самоубийстве записываются на видео и осуществляются под надзором полиции и врачей. Помимо этого допрашиваются члены семьи и друзья человека, решившего уйти из жизни.
Во время процедуры используется препарат пентобарбитал. В медицине он применяется в качестве снотворного. В больших дозах пентобарбитал действует как наркотическое средство, которое довольно быстро погружает в бессознательное состояние, замедляет и останавливает работу определенных центров головного мозга и вызывает смерть от остановки дыхания. Клиентам-самоубийцам, как правило, предлагается выпить смертельную смесь. Но в некоторых случаях люди находятся в таком плохом состоянии, что уже не могут держать чашку в руках. Тогда им остается только надавить на шприц, чтобы вещество побежало по венам. Стоимость процедуры составляет около 10 000 евро.
Несовершенство законов неоднократно позволяло второй швейцарской организации, осуществляющей эвтаназию – Dignitas – применять правила по своему усмотрению. Судебных разбирательств самоуправство не вызвало, однако спровоцировало волну критики. В отличие от Exit, эта компания оказывает помощь в прекращении жизни не только швейцарским гражданам, но и иностранцам. В 2014 году Dignitas помогла умереть абсолютно здоровой 85-летней итальянке, которая не хотела больше жить, поскольку считала, что утратила свою красоту. Ориэлла Кацанелло приехала в базельскую клинку, ничего не сказав своим родственникам и друзьям. Впрочем, они и так не были слишком близки с пенсионеркой, страдавшей от одиночества. Исчезновение Кацанелло заметили не скоро, а о случившимся узнали, только когда из Швейцарии прибыла посылка с прахом и пояснительной запиской.
В 2009 году Dignitas согласилась помочь в самоубийстве канадке, которая просто хотела уйти из жизни вместе с умирающим мужем. Юрист и директор организации Людвиг Минелли уверен, что самоубийство должно быть доступно не только тяжело больным: любой дееспособный человек в праве добровольно расстаться с жизнью.
Среди клиентов-иностранцев Dignitas больше всего немцев и британцев. В некоторых других странах помощь в самоубийстве в том или ином виде тоже разрешена, но в Швейцарии условия самые мягкие. Для согласия содействовать клиенту здесь достаточно выводов всего одного медика. В Нидерландах самоубийство при содействии специалистов тоже является законным, но подтвердить "невыносимость" состояния человека должны два врача. Зато в Нидерландах, как и в Бельгии, разрешена добровольная эвтаназия – введение препарата в организм пациента врачом. А вот самостоятельно вводить яд пациенту в Бельгии, в отличие от Нидерландов, запрещено. Эвтаназия может осуществляться, только если клиент совершеннолетний, если он смертельно болен и невыносимо страдает, и если врачи имели достаточно времени и возможностей, чтобы тщательно изучить данный случай.
Содействие самоубийству разрешено в Колумбии, хотя законодательство в этой сфере грешит отсутствием четкой регламентации. В США законным содействие в суициде признали три штата – Орегон, Вашингтон и Вермонт. В Монтане законодательно не закреплено разрешение на какой-либо вид эвтаназии, однако в случае судебного разбирательства защита может сослаться на прецедент: в 2009 году в деле "Бакстер против Монтаны" Верховный суд пришел к выводу, что хотя Конституция не легализует самоубийство при содействии специалиста, оно не противоречит принятой общественной политике.