Судейский гардероб складывается из нескольких компонентов, но вот уже несколько тысячелетий основным его элементом остается мантия или что-то на нее похожее — длинная ниспадающая одежда. Почему именно она? "Мантия передает ощущение торжественности и достоинства правосудия, — отвечает канадский судья Пол Расмуссен, — то есть суд занят серьезным делом и ожидает, что все присутствующие будут вести себя соответственно".
Современная судейская одежда, в том числе в России, восходит к придворной моде и церковным и монашеским облачениям европейского средневековья. Если быть более точным, то к Судейским правилам (Judges' Rules) 1635 года, опубликованным в Англии с целью зафиксировать сложившиеся к тому времени традиции. За последние четыре столетия судейский гардероб не претерпел радикальных изменений. Конечно, он эволюционировал, определенные изменения были обусловлены в том числе и политическими или религиозными предпочтениями: например, в мусульманских странах в одежде судьи обычно есть зеленый элемент. Но в целом судьи в Европе и бывших колониях одеваются очень консервативно.
Блистательная старина
Cудье бывает не так просто одеться по всем правилам: "На заседаниях Апелляционного суда (Уголовное отделение) судьи Высокого суда носят черную шелковую мантию и короткий парик, равно как и в апелляционном присутствии Отделения Королевской скамьи Высокого суда правосудия. Разбирая уголовные дела в первой инстанции зимой, судья Высокого суда носит пурпурную церемониальную одежду и мантию с мехом, но без пурпурной накидки. Разбирая уголовные дела летом, судья носит аналогичную пурпурную мантию, но с шелковой, а не меховой подкладкой. Судья Королевской скамьи, разбирающий гражданские дела зимой, носит черную мантию с мехом, черные шарф и пояс и пурпурную горжетку; летом — фиолетовую мантию с шелковой подкладкой, а также черные шарф и пояс и пурпурную горжетку".
Это цитата из документа 1992 года, призванного, заметьте, упростить правила ношения одежды английскими судьями. С характерной для профессии консервативностью судейское сообщество Англии и Уэльса отвергло предложенные изменения.
Согласно упомянутым выше Судейским правилам 1635 года, судья носил зимой черное платье с белым мехом, летом — фиолетовое или пурпурное. Два элемента оставались черными независимо от времени года — пояс и часть головного убора. До 1534 года встречаются упоминания о зеленом судейском платье, но, очевидно, к началу XVII века оно полностью вышло из употребления. И это самые базовые правила в сокращенном изложении. Особо отметим, что никаких париков в то время у судей не было.
Но зачем так много деталей? Может быть, судейское облачение — это сложная семиотическая система, где каждый элемент имеет свое мистическое значение? Но нет — мантии, парики и прочее суть в основном дань моде, сложившейся много столетий назад. Основные элементы судейского облачения — длинное платье, большой капюшон или накидка, и мантия — сформировались уже к XIV веку.
Именем короля
Со времен средневековья правосудие в Европе осуществлялось от имени монарха. Королевские советы, Curia regis, действовали при дворах монархов в странах континентальной Европы и в Британии. В совет входили как светские, так и духовные лица, из числа его членов король или император назначал судей. Следы этого порядка можно и по сей день обнаружить в английских судах — входя в зал, адвокаты кланяются, но не судье, как многие думают, а королевскому гербу, висящему над головой судьи, в знак уважения к королевскому правосудию.
Несомненна также тесная связь юридической профессии с академическим и церковным сообществами. Во многих странах мира сроки и деление академического и "юридического" года практически совпадают, и оба начинаются после Михайлова дня (29 сентября) с так называемого Michaelmas Term. Юридический факультет, наряду с богословским и медицинским, был высшей ступенью образования в средневековой Европе. Во Франции и сегодня выпускники университетов надевают платье, идентичное тем, что носят судьи.
Судейская одежда, так же, как и академическая, очень напоминает одежду духовных лиц. Одна из частей головного убора судей очень напоминает пилеолус, головной убор католического духовенства, прикрывавший тонзуру (выбритый участок на голове священнослужителя или монаха) — вероятно, потому, что в эпоху Средневековья представители Церкви часто исполняли административные и судейские обязанности. Судейская мантия очень напоминает рясу, которая, с точки зрения христианской традиции, символизирует "всепокрывающую силу Божию" — а судья, подобно монаху (и врачу), призван нелицеприятно служить людям на своем месте, наказывая преступников (грешников) и освобождая невинных.
Связь этих трех "образованных профессий" обусловлена и чисто практическими обстоятельствами, поскольку в раннем средневековье грамотными были почти исключительно церковники. Недаром слово "клерк", т.е. чиновник канцелярии — исторически близко к "клирик", т.е. церковник.
Ваша честь, что это у вас на голове?
А на голове у судьи, как мы помним, парик. Пожалуй, это самый экзотический из сохранившихся в XXI веке элементов судейского гардероба. Сперва он стал популярным на континенте: в 1620 году епископ Луи Барбье появился при дворе Людовика XIII в парике, и всего через несколько лет парик стал непременным атрибутом придворного наряда. Сорок лет спустя Карл II, вернувшийся на английский трон из французской эмиграции, распространил и в Англии моду на парики. Они стали знаком социального престижа и, что называется, de rigueur — тем, без чего человека сочтут безнадежно отставшим от жизни.
Можно было бы подумать, что парик изначально мыслился как подчеркнуто непрактичный аксессуар для знати, свободной от ручного труда. Это не так — в эпоху отсутствия регулярного горячего водоснабжения и моды на длинные волосы он оказался отличным решением для борьбы с паразитами (собственные волосы стали остригать очень коротко). Еще одно практическое применение имело прямое отношение к судьям — носителя парика не так-то просто опознать вне зала суда, уже без этого атрибута. Этот аргумент сохраняет свою силу и по сей день — его использовали английские судьи в борьбе за сохранение париков в 1992 году. А еще парик отлично прикрывает раннюю лысину.
Парик становился даже предметом политического торга: Томас Джефферсон и Джон Адамс — двое из пяти авторов Декларации независимости Соединенных Штатов (1776 г.) и президенты США №3 и №№2 и 4, соответственно — разошлись во мнениях относительно будущего гардероба американских судей. Первый требовал полностью порвать с британской традицией и перейти к ношению гражданского костюма, второй (адвокат по профессии), напротив, желал традицию сохранить. В конце концов, они пошли на компромисс — отказаться от париков, но оставить все остальное.
В обществе парики уже к началу XIX века выходили из употребления — но не "юридический" парик, надолго переживший все прочие. Судебная корпорация крепко держалась за свои привычки — и держится до сих пор. Желающие могут приобрести новый парик всего за £1,958.33 (примерно 100 000 рублей).
Помимо парика, в континентальной Европе была широко распространена цилиндрической формы шапочка. Она сохранилась, например, в большинстве бывших французских колоний, хотя в самой Франции уже выходит из употребления. Сходной формы головной убор сейчас используется Федеральным конституционным судом Германии.
Заслуживает упоминания еще один, специального назначения, вид головного убора судьи в Англии — так называемая черная шапочка (black cap). Вопреки названию, это вовсе не шапочка, а что-то вроде платка, накрывающего голову. Всего 15 лет назад эта квадратная тряпочка на парике судьи вызвала бы ужас у подсудимого — черную шапочку английские судьи надевали, вынося смертный приговор. После фактической отмены смертной казни в Англии в 1969 г. (окончательно в 1998 г.) она используется исключительно в церемониальных целях, когда торжественность события требует от судьи полного одеяния.
Когда-то у черной шапочки был своего рода антоним — белые перчатки. Со времен средневековья существовала традиция вручать приехавшему судье белые перчатки в знак "чистоты" местности — отсутствия в городе или графстве уголовных дел. В Англии этот обычай исчез уже давно, но, например, в Австралии о нем вспоминали вплоть до середины ХХ века.
Аксессуары
В первую очередь, имеется в виду знаменитый судейский молоток (gavel). Этот аксессуар судейского величия бросается в глаза в американских фильмах, но на самом деле судьи в США предпочитают его не использовать. В Англии он был в ходу, возможно, еще с раннего средневековья, причем только в гражданских делах и никогда в уголовных, но сейчас полностью вышел из употребления.
История использования этого предмета в судах темна и непонятна. Наиболее распространенная теория основывается на старинном значении слова gavel — плата или дань вышестоящему, позднее рента, уплачиваемая нанимателем жилища. Это объясняет, почему молоток использовался именно в гражданских процессах.
Другое предположение состоит в том, что сам по себе звук удара молотком был аудиальным знаком, означавшим, что решение принято или сделка заключена. Известно, что в Средние века сделки иногда завершали хлопком в ладоши и этот звук — как в наши дни удар молотка аукциониста — означал успешное окончание переговоров. В России в аналогичных случаях было принято "ударять по рукам".
В последние несколько десятилетий в Восточной Европе также стали особенно популярны медальоны и цепи. Обычно они являются символами а) статуса носителя и б) источника власти, т.е. чьим именем судит судья.
Бурный ХХ век
Прошлое столетие оставило свой след и на судейской одежде. Во многих вновь возникших государствах осуществлялась мечта Томаса Джефферсона, и "народный судья" внешне не отличался от простого гражданина и вершил суд именем народа. В советские времена все участники процесса носили обычные гражданские костюмы. После распада соцлагеря в странах Восточной Европы и бывшего СССР судейское сообщество стало возвращаться к старой европейской традиции в одежде.
Прекрасный пример сознательного отношения к профессиональной одежде подали судьи Федерального конституционного суда Германии. К началу 1960-х годов им наскучило носить ту же одежду, что и их нижестоящие коллеги, поэтому они учредили Комитет по мантиям, с целью выбрать себе новую. Для этого они пригласили театрального режиссера из Мюнхена и попросили помочь выбрать подходящий костюм. Режиссер прибыл с толстым томом, полным изображений ярких разноцветных одежд, и комитет выбрал — итальянский костюм XV века. Пример вы можете видеть на портрете Федерико да Монтефелтро работы Пьеро делла Франческа.
Чудная история произошла с председателем Верховного суда США Вильямом Ренквистом (William H. Rehnquist). Увидев в спектакле "Иоланта" костюм лорда-канцлера, он пришел в такое восхищение, что сделал соответствующие дополнения к своей собственной профессиональной одежде. 17 января 1995 года он впервые продемонстрировал их публике, чем вызвал некоторую ажитацию у своих коллег; судья Ренквист использовал обновленную мантию до конца своей жизни. Впрочем, его преемник на посту председателя Верховного суда не стал продолжать традицию.
В целом мир движется в сторону упрощения судейских одеяний, только с разной скоростью — в Англии, например, постепенно уменьшается размер парика и упрощаются правила выбора и ношения элементов судейской одежды, в то время как в других странах судьи в зале суда могут внешне не отличаться от публики. Тем не менее стандартным, "повседневным" одеянием судьи в подавляющем большинстве стран мира остается черное платье или мантия. Пока преимущество за прошлым.