По словам замруководителя главного управления безопасности и защиты информации ЦБ Артема Сычева, невольную помощь аферистам оказывают жертвы кибермошенников, которые оставляют развернутые описания своих злоключений в соцсетях. Речь о людях в возрасте от 25 до 40 лет, относящихся к среднему классу. Такие потерпевшие обычно не обращаются в полицию, ограничиваясь постами в "ВКонтакте" или Facebook, уточнил Сычев.
Мошенники отслеживают жалобы, анализируют их, после чего дорабатывают наиболее удачные схемы и применяют на практике, пишет "Коммерсантъ". Сычев говорит, что в 2017 году почти каждое сообщение в соцсетях об успешной атаке вызывало резкий всплеск аналогичных хищений, а потом и их модификацию. Самыми эффективными оказываются простые схемы – вроде звонка от лица сотрудника банка, заявляющего об автоматическом одобрении кредита и просящего реквизиты карты для зачисления денег.
Эксперты подтверждают, что проблема крайне актуальна, причем кибермошенникам даже необязательно разрабатывать свой инструментарий для поиска нужной информации: такие технологии активно используются фирмами при продвижении брендов. По данным ЦБ, за прошлый год свыше 90% из 317 100 хищений на 961 млн руб. были связаны с побуждением владельца карты к совершению операции путем обмана или злоупотребления доверием. В 97% случаев потерпевший не сообщал об инциденте в правоохранительные органы – только банку.