Проект подчеркнуто называют пилотным, он состоит из двух блоков. По информации «Коммерсанта», первый запустят уже 14 мая. Вместе с фиксацией в привычном формате данных в едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) записи занесут в блокчейн. Как итог – сохранится неизменная история владения объектом. Далее реестру устроят стресс-тестирование – внесут 300 млн дополнительных данных. Закончится эксперимент в декабре этого года, по итогам оценят неизменность внесенных сведений (что и является основным преимуществом блокчейна), а также решат, нужна ли дополнительна защита. В пилотной версии информационной безопасностью займутся ФСО, ФСБ и ФСТЭК. Партнер «Зарцын, Янковский и партнеры» Роман Янковский отмечает, что с технической стороны рисков нет, – пилот будет только тестировать предложенный алгоритм, дублируя основной реестр. Конечной целью будет понять, можно ли «доверять» смарт-контрактам при внесении данных и изменений в реестр недвижимости.
Представленный (пусть и в пилотном проекте) принцип блокчейна реализует не буквально: для технологии необходимо, чтобы все участники системы были подключены к цепочке на всех этапах сделки. Александр Некторов, партнер «Некторов, Савельев и партнеры», на основе доступной информации об эксперименте делает вывод: Росреестр реализует закрытый, а не открытый блокчейн. Как известно, держателями узлов станут только Минэкономики, ФНС и правительство Москвы. «Наверное, это не плохо, что Росреестр тестирует технологию. Но в закрытом блокчейне не решается главная проблема – доверия и неизменности данных, внесенных в блокчейн-цепочку. Очевидно, в закрытом варианте цепочку записей можно поменять как угодно. Думаю, что Росреестр это прекрасно понимает. Скорее всего, будут использоваться вторичные данные и выгружаться в блокчейн будут хэши», – предполагает он.
«Работающая» модель блокчейна в Росреестре – далекое будущее. В первую очередь, потому что все участники процедуры сделки должны быть к ней подключены. «На этом этапе введение технологии возможно для простейших процедур. Например, при регистрации первичного права на недвижимое имущество. Для действия системы необходимо, чтобы всех участников сделок подключили к цепочке. При регистрации недвижимости и любых операций с ней участвует масса органов и организаций. Сейчас нотариусы и органы местного самоуправления не задействованы в обсуждаемой системе", – полагает Денис Агаронов, член экспертного совета Госдумы по цифровизации экономики и блокчейн-технологиям, сооснователь образовательной программы «Правовые основы и юридические практики работы с криптовалютой и блокчейн проектами».
Отказ от человеческого фактора
Второй пилот Росреестра – автоматизация правовой экспертизы документов по сделкам с недвижимостью при помощи смарт-контрактов, он также будет тестироваться до конца этого года. Автоматизация может проходить за счет машинного обучения, считает Янковский.
Вероятнее всего, нейросети натренируют для анализа договоров, для дальнейшего автоматизированного принятия решения. Проблемой может стать учет в блокчейне записи: при проведении смарт-контракта проверка мнимости сделки или других нюансов маловероятна, а после внесения в цепь – сделку крайне трудно будет оспорить. Это основной риск.
В банковском секторе блокчейн применяется охотно, а вот ведомства и органы к технологии только присматриваются: Росреестр – первый государственный орган, подступившийся к блокчейну настолько близко, – в начале этого года он зарегистрировал первый договор долевого участия с помощью технологии. Это совместный проект Росреестра, АИЖК и Внешэкономбанка с взаимодействием «Фонда защиты прав граждан – участников долевого строительства». «Введение смарт-контрактов позволит убрать звено посредников и таким образом снизить стоимость оформления сделок. Распространение технологии логично для всех отраслей, где сегодня есть посредники, – транспорт и логистика, продажи и учёт, банковские и финансовые услуги, учёт акцизов на алкоголь и топливо, госконтракты и закупки", – рассказывает Юрий Припачкин, президент Российской ассоциации криптовалют и блокчейна.
Следующие кандидаты для введения технологии – реестры банковских, независимых гарантий и ипотечных закладных, считает Янковский. «Применение блокчейна актуально во всех реестрах, где имеется множество независимых субъектов и нежелательно привлечение централизованного посредника. Он, как правило, делает работу менее эффективной и более формальной», – резюмирует он.