ПРАВО.ru
Судьи
17 апреля 2018, 13:06

Поправки в закон о статусе судей просят изучить на конституционность

С 1 сентября 2016 года вступили в силу очередные поправки в закон о статусе судей. Эти изменения разрешили судьям в отставке, независимо от возраста и судебного стажа, занимать должности государственной и муниципальной службы, а также становиться арбитрами. Мировой судья в отставке из Тулы работала на госслужбе еще до того, как осенью 2016 года убрали перечисленные запреты. Нужно ли ее сейчас за это лишать статуса «отставника»? Региональная ККС положительно ответила на этот вопрос.

Елена Моисеева трудилась судьей судебного участка № 65 Пролетарского района Тулы. В 2008 году они с мужем решили переехать в Москву и она ушла в добровольную отставку. К тому моменту ее судейский стаж составлял 14,5 лет. В столице Моисеева не смогла получить должность судьи и пошла работать в аппарат уполномоченного по правам ребенка. А оттуда перешла на пост главы правового отдела у омбудсмена Москвы. Все это время никакими льготами судьи в отставке она не пользовалась. 

Лишь осенью 2017 года Моисеева попросила ККС Москвы назначить ей ежемесячную компенсацию на покупку проездных билетов для общественного транспорта. Обращение судьи в отставке дошло до управления Суддепа Москвы, которое переслало в ККС Тульской области информацию о том, что с июня 2008 года по 31 августа 2016 года Моисеева нарушала запрет на работу госслужащим. Региональная квалифколлегия без труда подтвердила эту информацию и лишила свою коллегу статуса «отставника». 

Верховный суд просят обратиться в Конституционный суд

Бывший мировой судья не согласилась с таким решением и оспорила его в Верховный суд. На заседании в ВС она заявила о неконституционности поправок в закон о статусе судей, которые вступили в силу с 1 сентября 2016 года. Моисеева отметила, что спорные изменения ставят в неравное положение судей, которые ушли в отставку до и после этой даты. Законодательство должно быть единообразным и не может применяться по-разному «к судьям с одинаковым статусом», утверждала заявитель. Моисеева уверяет, что в период действия новой редакции закона, когда судьям разрешили работать госслужащими, нельзя прекратить ее отставку. Экс-судья отметила странность ситуации: «Период моего нарушения ограничивается 31 августа 2016 года. То есть после этой даты я, работая на госслужбе, уже ничего не нарушаю». 

Ссылаясь на перечисленные обстоятельства, Моисеева попросила ВС направить запрос в Конституционный суд, чтобы проверить конституционность ФЗ № 409, который и внес соответствующие изменения в закон о статусе судей. 

– Но вот одни судьи в отставке соблюдали запрет, существовавший до 1 сентября 2016 года, а другие не соблюдали. Они должны в равном положении находиться? – уточнил председательствующий судья Юрий Иваненко у заявителя.

– Правовые последствия должны быть для всех одинаковыми. Это выбор – пойти на госслужбу и не иметь членства в судейском сообществе или соблюдать запрет, – ответила Моисеева.  

– А по действию во времени как спорный закон должен действовать? – продолжил расспрос судья. 

– Надо его распространить на прошлый период, – уверенно заявила экс-судья.  

Игорь Мальчиков, председатель ККС Тульской области, подчеркнул, что судьи в отставке обязаны соблюдать существующие запреты и ограничения. А Моисеева их нарушила, заметил он. 

Выслушав доводы сторон, Иваненко объявил перерыв в деле до 19 апреля 2018 года.