Елена Моисеева трудилась судьей судебного участка № 65 Пролетарского района Тулы. В 2008 году они с мужем решили переехать в Москву и она ушла в добровольную отставку. К тому моменту ее судейский стаж составлял 14,5 лет. В столице Моисеева не смогла получить должность судьи и пошла работать в аппарат уполномоченного по правам ребенка. А оттуда перешла на пост главы правового отдела у омбудсмена Москвы. Все это время никакими льготами судьи в отставке она не пользовалась.
Лишь осенью 2017 года Моисеева попросила ККС Москвы назначить ей ежемесячную компенсацию на покупку проездных билетов для общественного транспорта. Обращение судьи в отставке дошло до управления Суддепа Москвы, которое переслало в ККС Тульской области информацию о том, что с июня 2008 года по 31 августа 2016 года Моисеева нарушала запрет на работу госслужащим. Региональная квалифколлегия без труда подтвердила эту информацию и лишила свою коллегу статуса «отставника».
Верховный суд просят обратиться в Конституционный суд
Бывший мировой судья не согласилась с таким решением и оспорила его в Верховный суд. На заседании в ВС она заявила о неконституционности поправок в закон о статусе судей, которые вступили в силу с 1 сентября 2016 года. Моисеева отметила, что спорные изменения ставят в неравное положение судей, которые ушли в отставку до и после этой даты. Законодательство должно быть единообразным и не может применяться по-разному «к судьям с одинаковым статусом», утверждала заявитель. Моисеева уверяет, что в период действия новой редакции закона, когда судьям разрешили работать госслужащими, нельзя прекратить ее отставку. Экс-судья отметила странность ситуации: «Период моего нарушения ограничивается 31 августа 2016 года. То есть после этой даты я, работая на госслужбе, уже ничего не нарушаю».
Ссылаясь на перечисленные обстоятельства, Моисеева попросила ВС направить запрос в Конституционный суд, чтобы проверить конституционность ФЗ № 409, который и внес соответствующие изменения в закон о статусе судей.
– Но вот одни судьи в отставке соблюдали запрет, существовавший до 1 сентября 2016 года, а другие не соблюдали. Они должны в равном положении находиться? – уточнил председательствующий судья Юрий Иваненко у заявителя.
– Правовые последствия должны быть для всех одинаковыми. Это выбор – пойти на госслужбу и не иметь членства в судейском сообществе или соблюдать запрет, – ответила Моисеева.
– А по действию во времени как спорный закон должен действовать? – продолжил расспрос судья.
– Надо его распространить на прошлый период, – уверенно заявила экс-судья.
Игорь Мальчиков, председатель ККС Тульской области, подчеркнул, что судьи в отставке обязаны соблюдать существующие запреты и ограничения. А Моисеева их нарушила, заметил он.
Выслушав доводы сторон, Иваненко объявил перерыв в деле до 19 апреля 2018 года.