ПРАВО.ru
Практика
28 сентября 2018, 9:30

Конституционный суд разберется в применении закона о личных данных

Оппозиционный политик Алексей Навальный обжаловал практику применения Верховным судом РФ ст. 7 закона «О персональных данных» (152-ФЗ), которая позволяет отказывать гражданам в предоставлении сведений из единого государственного реестра прав на недвижимость (ЕГРП).

Обращение Навального (№10462/15-01/2018) находится на изучении секретариата КС, пишет «Коммерсант». Поводом для него стали проигранные во всех инстанциях тяжбы оппозиционера и его Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) с Росреестром. В 2016 году госорган предоставил Навальному выписки из ЕГРП о переходе прав на два жилых дома в поселке Успенское Московской области. По данным ФБК, эти дома принадлежали сыновьям генпрокурора Юрия Чайки – Артему и Игорю и раньше были открыто на них зарегистрированы. Однако в справках их имена оказались заменены на «специальные сквозные кодировки» – «ЛСДУЗ» и «ЙФЯУ9».

По мнению ВС, закон «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» допускает засекречивание данных о собственниках. Суд сослался на положение 152-ФЗ, согласно которому «операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать их третьим лицам без согласия субъекта этих данных, если иное не предусмотрено федеральным законом».

Навальный же считает, что подобный подход «влечет за собой прекращение публичности и открытости ЕГРП и нарушение конституционного права граждан на получение информации». Отсутствие возможности свободно получать информацию из реестра может «повлечь за собой неопределенность в отношении прав на недвижимость и ущерб в этой связи гражданскому обороту». Среди прочего заявитель апеллирует к практике КС, который ранее подчеркивал приоритет законодательства о публичных реестрах (например, закона «О госрегистрации юрлиц и ИП») над 152-ФЗ, а также указывал на то, что госрегистрация прав на недвижимость должна осуществляться на основе «принципов публичности и достоверности».

Роман Бевзенко из ВШЭ напоминает, что с 2017 года закон «О госохране» позволяет засекречивать в ЕГРП имена охраняемых лиц и членов их семей. Однако подход ВС он называет «ошибкой в системном толковании законодательства».