Как сообщает «Коммерсант», ФСБ отклонила все поправки к законопроекту, которые появились в ходе его общественного обсуждения. Весной 2018 года уголовные дела о «шпионских гаджетах» проверила Генпрокуратура. Она пришла к выводу, что закон имеет издержки и нуждается в доработке. В итоге ФСБ представила свои доработки.
В законопроекте было дано следующее определение: «Под специальными техническими средствами, предназначенными для негласного получения информации, в настоящем Кодексе понимаются приборы, системы, комплексы, устройства, специальный инструмент и программное обеспечение для электронных вычислительных машин и других электронных устройств, независимо от их внешнего вида, технических характеристик, а также принципов работы, которым намеренно приданы качества и свойства для обеспечения функции скрытного (тайного, неочевидного) получения информации либо доступа к ней (без ведома её обладателя)». Бизнес такая формулировка не устроила: трактовать ее можно по-разному, а под статью могут попасть разработчики софта (программного кода). После этого бизнес-ассоциации предложили внести свои корректировки.
Однако ФСБ не одобрила ни одно предложение участников рынка. Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ) первоначально выражала опасения на счет законопроекта, но после выступила в рабочую группу. «Конституционный суд дал мнение о том, что квалификация по данной статье возможна только при наличии умысла. По итогам консультаций, а также с учетом мнения Конституционного суда на данный момент опасений относительно законопроекта нет», – комментировал исполнительный директор АПКИТ Николай Комлев.
Предложение ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) заключалось в том, чтобы ограничить обсуждаемый термин средствами, которым «придан внешний вид изделий, предназначенных для выполнения функций, не связанных с получением информации». В ФСБ решили, что такая формулировка необоснованно сужает область технических средств.
Сейчас разработка проекта нормативного правового акта завершена. Идет формирование окончательного варианта текста.
Законопроект «О внесении изменения в Уголовный кодекс» в части «шпионских гаджетов».