Федор Мерешкин, конкурсный управляющий компании «Армакс Групп», для обеспечения сохранности имущества банкрота привлек агента и передал ему широкий круг своих полномочий. Вознаграждение агента было посчитано в процентах. В договоре стороны согласовали, что вознаграждение агента и суммы возмещения его затрат – это текущие обязательства должника, которые оплачиваются по банкротному закону.
Такое поведение управляющего не оценила Федеральная налоговая служба, один из кредиторов «Армакс Групп», которая пожаловалась на него в суд и потребовала отстранить от банкротной процедуры (дело № А14-6753/2015).
Нижестоящие инстанции нашли нарушения в действиях управляющего. Они обратили внимание, что он вполне мог сам выполнять те действия, которые в итоге за деньги выполнял агент и из-за чего в итоге долги «Армакс Групп» только увеличились. Кроме того, суды обратили внимание на противоречивую позицию управляющего: с одной стороны, он указывал на отсутствие денег для погашения текущих платежей, а с другой – зарезервировал суммы, необходимые для оплаты его работы.
Впрочем, отстранять Мерешкина суды не стали. Из-за этого ФНС увидела противоречия уже в их решениях: ведь раз суды нашли существенные нарушения, которые повлекли убытки для должника и его кредиторов, они должны были отстранить его от участия в процессе. Управляющий указал, что он действовал «добросовестно и разумно» и никаких нарушений не допустил.
Экономколлегия рассмотрела спор и приняла решение отстранить управляющего от участия в банкротстве «Армакс Групп». Также ВС определил, что кредиторы компании должны представить кандидатуру нового управляющего.