ПРАВО.ru
Практика
22 февраля 2019, 11:40

Счётная палата раскритиковала Росреестр за ЕГРН

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии не смогла внедрить систему ЕГРН во всех регионах страны в срок, к 29 августа 2018 года. Счётная палата выяснила это во время проверки.

Росреестр начал работу по созданию Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) в 2014 году. Платформа должна была заменить восемь программных комплексов, которые ранее обеспечивали автоматизацию работы службы. В частности, в ЕГРН вошли сведения из Госкадастра недвижимости и ЕГРП. Росреестр приступил к внедрению новой системы спустя три года – в ноябре 2017-го. Планировалось, что процесс завершится к концу августа 2018-го, однако этого не произошло: в 34 регионах страны права на недвижимость до сих пор регистрируют с помощью старых систем. Счётная палата выяснила, что сроки нарушили на всех этапах реализации проекта: в 2018 году срок внедрения системы переносили три раза, а в августе эту работу и вовсе приостановили из-за аварии в центре обработки данных (ЦОД) ПАО «Ростелеком».

На момент проверки на ЕГРН было потрачено 1,9 млрд руб. Выяснилось, что денег нужно больше.

«Мы видим границы и дальнейшие шаги, которые Росреестр сделает в ближайшей перспективе. Но те риски, которые мы обозначили в своём отчёте, о том, что, скорее всего, будут дополнительные затраты – они подтвердились. Только оказались намного выше, чем мы предполагали. Там очень большие деньги на дальнюю перспективу. Кроме того, предложено изменение программной конфигурации с переходом на использование коммерческих программных продуктов иностранного производства, что противоречит стратегическим документам РФ», – заявила заместитель председателя Счётной палаты Вера Чистова.

Счётная палата также обратила внимание на недостатки технической базы Росреестра. У службы нет резервного центра обработки данных, работа ведётся на одной платформе, арендованной у «Ростелекома». Авария может привести к остановке работы ЕГРН, как это было в августе 2018-го. Те неполадки привели к возникновению очереди из заявлений за услугами Росреестра – около 11 млн обращений. При наличии резервного ЦОД таких проблем бы не было, отмечают в Счётной палате. В Росреестре заявили, что работа по устранению недостатков ведётся.

«Мы разработали новый план, где предусмотрены уже три центра обработки данных. Работы над реализацией этой модели идут с 7 февраля», – сообщила замминистра экономического развития РФ – руководитель Росреестра Виктория Абрамченко.

В соответствии с новыми сроками систему ЕГРН полностью внедрят к концу 2019 года.