ПРАВО.ru
Законодательство
5 апреля 2019, 11:25

В Генпрокуратуре появится новый главк

В новом главке будут два управления, одно будет заниматься контролем за расследованием особо важных дел в СК, другое – за расследованиями в МВД и дознанием ФССП.

Глава ведомства Юрий Чайка издал приказ о создании нового главка в Генпрокуратуре, который займётся контролем за расследованием особо важных дел, пишет РБК со ссылкой на документ. По информации издания, в новом главке будут работать 70 человек, в его структуру войдут два управления, одно из которых будет заниматься надзором за особо важными делами в СКР (36 человек), другое (19 человек) – за следствием в МВД и дознанием в Федеральной службе судебных приставов. Сейчас надзор за следствием по особо важным делам курирует обычное, а не главное управление Генпрокуратуры, в котором работают 55 человек, и подразделение будет расформировано, что следует из приказа Чайки. «Управление по надзору за расследованием особо важных дел и раньше было. Было управление, а стало главное управление. Такие «реорганизации» на бумаге чаще всего являются поводом раздать генеральские звания приближённым лицам и оприходовать бюджет: новые таблички, удостоверения, печати и прочее», – рассуждает партнёр АБ Торн Сергей Токарев. 

Генпрокуратура и ВС расскажут Путину о незаконном затягивании следствия

На должность начальника нового главка претендует 36-летний Сергей Бочкарёв, который в ходе судебного процесса над Дмитрием Захарченко добился обращения в доход государства имущества «полковника-миллиардера» из МВД, оценённого в 9 млрд руб., пишет РБК. По итогам этого процесса Бочкарёв получил звание генерал-майора юстиции. Бочкарёв курировал надзор за расследованием уголовного дела владельца группы «Сумма» Зиявудина Магомедова и его брата, бывшего сенатора Магомеда Магомедова. Адвокат АБ «Торн» Фархад Тимошин предполагает, что новое управление создаётся как раз под определенного человека – Бочкарёва. «Усилит ли новое подразделение надзор за правоохранительными органами РФ – покажет время. Но практика показывает, что прокуратура слабо справляется со своими прямыми обязанностями», – говорит Тимошин. Управляющий партнёр SZP Law Дмитрий Солдаткин считает, что пока сложно сказать, чем принципиально будет отличаться работа Генеральной прокуратуры после нововведений, потому что в 2018 году уже было утверждено положение об управлении по надзору за расследованием особо важных дел, в связи с чем в структуре надзорного ведомства функционируют в том числе отделы по надзору за СК, следствием в МВД и дознанием в ФССП. 

Чайка неоднократно говорил, что нужно усилить контроль над следственными органами. В марте, выступая на коллегии Генпрокуратуры, он заявил о ежегодном росте числа нарушений, допускаемых следователями: за последние 10 лет оно выросло в 2,5 раза – с 535 000 в 2008 году до 1,3 млн в 2018-м. Также и президент Владимир Путин говорил о необходимости усиления контроля за следствием. В частности, он обращал внимание прокуроров на не всегда оправданные требования следствия заключить обвиняемых под стражу и призывал «крайне ответственно относиться к согласию на рассмотрение в судах уголовных дел в особом порядке», когда обвиняемые полностью соглашаются с обвинением и суд не исследует доказательств их вины.

«Как всегда более насущным остаётся вопрос не формы, а содержания. То есть речь идёт в первую очередь о компетентности сотрудников, которые будут работать в рамках новой структуры. Такая разница в количестве сотрудников действительно может быть обусловлена большим браком в работе СК», – говорит Солдаткин.