Документ вносит поправки в закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (115-ФЗ) и реформирует базовый элемент «антиотмывочной» системы – институт обязательного контроля операций с деньгами и имуществом. Закон действует уже более 15 лет, но перечень операций, подлежащих обязательному контролю (ОПОК), при этом не пересматривался, говорится в пояснительной записке к проекту. В то же время такой контроль требует значительных трудовых, временных, финансовых затрат, а расходы закладываются в стоимость услуг клиентов банков и других организаций.
В связи с этим авторы законопроекта предлагают ряд мер по усовершенствованию норм. Документ четко прописывает, какие операции подлежат обязательному контролю и в каких случаях. Для каждой обозначен предел денежной суммы, при его достижении информацию о финансовой операции организации обязаны направить в службу финансового мониторинга (Росфинмониторинг).
Разделение обязанностей
Планируется установить дифференцированный подход к предоставлению организациями сведений об операциях. Для каждой компании определят отдельные виды ОПОК, информацию по которым она должна передавать в Росфинмониторинг. За счет этого для организаций небанковского сектора сократится их количество. Предлагается также отдельно контролировать операции и сделки. Ожидается, что это позволит снизить нагрузку на организации банковского сектора: им не нужно будет запрашивать документы по сделкам.
Исключения
Финансовым компаниям больше не придется предоставлять сведения об операциях определенных НКО. В частности, речь идет о госорганах, госкорпорациях, потребительских кооперативах, ТСЖ, дачных некоммерческих объединений граждан. Также из перечня ОПОК исключат операции по анонимным счетам, переводам денег некредитными организациями по поручению клиента, обмену банкнот.
Ужесточение контроля
Законопроект подразумевает и расширение перечня операций, подпадающих под действие «антиотмывочного» закона. Теперь почтовые переводы будут подвергаться обязательному контролю, если сумма превысит 100 000 руб. Это же касается передачи клиенту денежных средств на сумму свыше 600 000 руб., когда деньги переводятся в счет исполнения обязательств третьего лица.
Операторы связи будут обязаны следить за транзакциями абонентов на сумму от 50 000 руб., кроме случаев непосредственной оплаты услуг (например, операции по переводу средств со счета абонента третьим лицам).
НКО, которые не попали под исключения, обязательно будут контролироваться при операциях свыше 100 000 руб. Свое внимание Росфинмониторинг обратит и на сделки с недвижимостью на сумму от 3 млн руб.
Влияние на рынок
Принятие законопроекта позволит значительно снизить регуляторную нагрузку на организации, а также привести перечень ОПОК в соответствие с существующими рисками в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, считают авторы инициативы. Предварительная оценка проекта, данная экспертами, пока не настолько однозначна.
«В целом это позитивные изменения, которые снизят нагрузку на организации банковского сектора. Даже то, что им не надо будет запрашивать документы по сделкам, освободит значительные временные и трудовые ресурсы», – соглашается с разработчиками Денис Фролов, руководитель коммерческой практики юридической компании BMS Law Firm. Но делать серьезные выводы пока рано, настаивает эксперт, пока не понятно, как инициатива будет работать на практике. «Это довольно обширные изменения, которые надо вводить постепенно, иначе финансовые организации столкнутся с трудностями в адаптации к новым порядкам», – отмечает Фролов.
«Предлагаемое уточнение лимитов некоторых операций и их списка в определенной степени снизит административное бремя для органов комплаенса, внутреннего контроля и контроллеров», – также замечает партнер АБ Иван Семенкин. Он считает, что изменения ожидаемы и логичны в контексте проводимой в России настройки всей фискальной и финансовой системы.
Надежда Макарова из Национальной юридической службы сомневается, что нововведения, предусмотренные законопроектом, существенно скажутся на работе как организаций, осуществляющих контроль, так и бизнеса.
«Действительно, дифференцированный подход к предоставлению сведений об операциях несколько снизит регуляторную нагрузку на организации, особенно небанковского сектора, но не следует забывать, что они по-прежнему обязаны будут выявлять так называемые сомнительные операции в результате осуществления ими внутреннего контроля», – уточняет Макарова. Она также отмечает, что расширение перечня ОПОК во многом произошло за счет операций, «которые и так выявлялись и проверялись на основании методических рекомендаций ЦБ РФ и Росфинмониторинга».