Согласно подписанному президентом Владимиром Путиным закону, суд, принимая решение о возможности усыновления ребёнка, вправе отступить от пп. 6 п. 1 ст. 127 Семейного кодекса «в случаях, когда лицо, желающее усыновить ребёнка и проживающее с ним в силу уже сложившихся семейных отношений, имеет заболевания, указанные в перечне заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребёнка, принять его под опеку (попечительство), взять в приёмную или патронатную семью». В перечень заболеваний, при котором запрещается усыновлять детей, входят ВИЧ, гепатит С, туберкулёз, токсикомания, травмы, повлекшие к инвалидности I группы, психические расстройства и другое.
Закон направлен на исполнение постановления Конституционного суда от 20 июня 2018 года, который счёл неконституционной норму, не позволяющую стать усыновителями лицам, страдающим заболеваниями из утвержденного правительством перечня. Обратившаяся в КС пара состоит в браке с 2010 года и проживает в благоустроенной квартире. Они планировали завести ребёнка, но в 2012 году заявительницу заразили ВИЧ и гепатитом-С в больнице. В итоге супруги пришли к решению, что ребёнка им путём искусственного оплодотворения родит сестра. Сын родился в 2015 году, а сестра супруги сразу отказалась от родительских прав в пользу заявителей. С тех пор он живет с ними. Несмотря на то, что ни отцу, ни ребенку ВИЧ не передался, суды решили, что усыновить ребенка они не могут, так как это было бы «необоснованным, не отвечающим его интересам» действием.
При рассмотрении вопроса Конституционный суд напомнил, что Конвенция ООН о правах ребёнка в 1989 году установила: ребёнку для полного и гармоничного развития его личности нужно расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. То есть подписавшие ее государства, в том числе Россия, должны обеспечивать детям необходимые для их благополучия защиту и заботу, принимать все надлежащие законодательные, административные и другие меры для осуществления их прав, включая право каждого ребенка на уровень жизни, требуемый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
При этом мировым сообществом признано, что наличие у лица ВИЧ-инфекции не должно рассматриваться в качестве создающего угрозу для здоровья населения, поскольку вирус иммунодефицита человека, хотя он и является инфекционным, передается не в результате присутствия инфицированного лица в стране или при случайном контакте через воздух либо общие носители, такие как еда или вода, а через конкретные контакты, которые почти всегда являются частными.
Тогда КС постановил, что нельзя отказать инфицированному ВИЧ или вирусом гепатита С лицу в усыновлении или удочерении ребенка, который в силу уже сложившихся семейных отношений проживает с этим лицом, если из установленных судом обстоятельств в их совокупности следует, что усыновление позволяет юридически оформить эти отношения и отвечает интересам ребенка. Тем самым оспоренные заявителем законоположения в своей взаимосвязи признаны неконституционными.