Как и в предыдущие годы, российских детей чаще всего усыновляют граждане Италии (60% дел, рассмотренных с удовлетворением заявления), Испании (12%) и Франции (6%). По большей части это супружеские пары, в двух случаях – отчимы и мачехи, еще в двух – одинокие женщины, выяснил Верховный суд. Отказы считанные. Например, в 2018 году Московский городской суд отказал в усыновлении гражданам США, поскольку это запрещено по закону («закон Димы Яковлева»).
Перед тем как отдать детей иностранцам, суды выясняли, можно ли устроить их в семьи граждан России или их родственников. Если такая возможность была, то суд отклонял иск. Например, в одном из дел гражданка РФ уже воспитывала брата усыновляемого. Она доказала, что имеет твердое намерение взять этого ребенка и уже предприняла для этого меры. Иностранцам отказали. В другом случае жители Франции получили отказ в усыновлении девочки, потому что сведения о ней находились в федеральном банке данных меньше года. Это привело суд к выводу, что «возможности устройства на территории РФ не исчерпаны».
Безденежье, болезни, возраст
Во всех случаях суды выясняли, какие родственники есть у ребенка и причины, по которыми они отказались его принять. Часто среди таких причин встречается тяжелое материальное положение, уход за другими нетрудоспособными членами семьи, военная служба и так далее. В одном деле дедушка и бабушка ребенка, которые были опекунами сестры, не давали письменного согласия на его усыновление. Суд приостановил дело и удостоверился, что они действительно отказались взять его в семью. После этого суд вынес решение в пользу французских граждан, которые хотели взять мальчика.
Кроме того, суды выясняют, по каким причинам другие российские граждане отказываются брать ребенка, говорится в обзоре. Чаще всего это «состояние здоровья детей, отягощенная наследственность», в некоторых случаях «возраст, внешние данные, неблагополучный социальный статус родителей, невозможность установить психологический контакт». Если у ребенка имелся серьезный диагноз, то суд исследовал вопрос, готовы ли взрослые принять его и заниматься его лечением. В одном из дел заявители подтвердили, что знают о болезнях, получали консультации у местных врачей и заключение местного компетентного органа. Так они убедили суд, что могут принять ребенка с инвалидностью. А в другом деле взрослые, получив подробный диагноз, отказались от усыновления, и суд прекратил дело.
Иностранцы готовы усыновлять и детей более старшего возраста. Те, кому больше 14 лет, участвуют в процессе, с 10 лет – высказывают позицию, а иногда даже младше 10, если суд увидит, что ребенок может четко сформулировать свое мнение. Например, говорится в обзоре практики ВС, в одном из дел ребенка спрашивали, осознает ли он, как далеко будет жить, и станет ли скучать по друзьям и братьям, которые остаются здесь.
Письма по интернету и игрушки почтой
Относительно сестер и братьев действует приоритет их совместного усыновления, если иное не отвечает интересам ребенка. Например, в одном из дел свою роль сыграла психологическая экспертиза, согласно которой мальчик не знает о старшем брате, они воспитывались отдельно, никакой привязанности нет. В итоге суд решил, что ребенка можно усыновить отдельно.
Самая частая причина, почему усыновители хотят взять ребенка, – невозможность иметь биологических детей (в том числе с помощью современных медицинских технологий), говорится в обзоре. Суды обязаны выяснять этот вопрос, а также мотив взять именно российского ребенка. Это может быть, например, наличие знакомых, которые уже так сделали. Суды уделяют внимание и возможному языковому барьеру. Заявители могут указывать, что изучают русский язык или у них есть родственники, которые им владеют.
До усыновления важно установить психологический контакт с ребенком. Суды убеждаются, что взрослые общались с детьми чаще всего «2–3 раза по несколько часов в течение нескольких дней как в детском учреждении, так и на улице, в парке, в кафе». Когда иностранцы уезжают, то они продолжают интересоваться ребенком, шлют ему письма по интернету, передают игрушки и фотографии. Период общения должен быть таким, чтобы суд мог прийти к выводу о наличии устойчивого контакта, делает вывод Верховный суд в обзоре практики.
Кроме того, суды уделяют внимание опыту воспитания предыдущих детей (если он есть), вопросам смены имени, фамилии, отчества, даты рождения ребенка.
Обзор практики рассмотрения в 2018 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации.