Самые распространенные сценарии завершения карьеры мэра в России – это повышение, уголовное преследование или уход в бизнес. Об этом свидетельствуют данные аналитического доклада «Особенности ротации корпуса мэров в современной России», который подготовили в комитете гражданских инициатив, созданном нынешним главой Счетной палаты Алексеем Кудриным. Авторы доклада проанализировали судьбы 359 человек, занимавших должности градоначальников в 109 крупных городах с 2008 по 2019 год, данные собраны из открытых источников.
Исследователи выяснили, что чаще всего бывшие мэры переходят на региональный уровень: становятся заместителями губернаторов, министрами или главами правительств субъектов. Повышения по карьерной лестнице за последние 10 лет удалось добиться 21% мэров.
На втором месте оказался негативный сценарий: 15% экс-мэров подверглись уголовному преследованию. При этом в 13% случаев дело прекратили, в 26% дело еще не завершено, а в 62% – дошло до суда (причем половина осуждённых получила условный срок, а половина – реальный).
«Большое количество уголовных дел, возбужденных в отношении мэров крупных городов, можно трактовать и как эффективную борьбу с коррупционными проявлениями, а в отдельных случаях – как признак внутриэлитных конфликтов и давления на действующих мэров», – отмечается в докладе.
Его авторы также заметили сложившуюся тенденцию: выбранные конкурсным путем мэры чаще идут на повышение, так как сильнее встроены в вертикаль власти, а избранные в результате прямых выборов чаще становятся фигурантами уголовных дел, потому что «более независимы».
У всех мэров, упоминаемых в исследовании, есть как минимум одно высшее образование, 20% имеют ученую степень. При этом большинство мэров (30%) получили диплом по технической специальности, на втором месте – экономисты (24%), а на третьем – юристы. Причем доля последних выросла за 10 лет в два раза. По состоянию на 2019 год юридическое образование имеют 20% глав городов.
«Это может свидетельствовать о росте запроса на юридические компетенции среди мэров российских городов в условиях усложнения законодательного регулирования местного самоуправления, роста прессинга и различного рода проверок со стороны правоохранительных и контрольно-надзорных органов», – считают авторы доклада.
А доля мэров, получивших «профильное» образование по направлению «Государственное и муниципальное управление», в 2008–2019 годах практически не менялась (12–14%).
Вместе с тем, отмечают исследователи, более 40% мэров находятся в должности от года до трех лет – меньше «стандартного» срока полномочий. При этом те, кто стал главой города по результатам прямых выборов, в среднем работают пять с половиной лет. У всех остальных средний срок пребывания в должности составляет три года. А мэры, при которых произошла смена главы субъекта, работают, как правило, на два года дольше, чем те, кто таких перемен не застал.