Как пишут «Ведомости», на платежи в таких торговых точках приходится до 60% покупок по картам. По данным Росстата, в 2018 году продукты питания занимали 48% розничного оборота, одежда – 8%, бытовая техника – 2,3%.
Регулятор рассчитывает, что внедрение СБП снизит издержки торговых точек в 2–3 раза по сравнению с действующими комиссиями за эквайринг. Сейчас магазины одежды и техники платят за прием карт от 1 до 2,5%, супермаркеты – от 0,5 до 1,5%.
Тарифный вопрос вызвал активную полемику между розничными сетями и банками. Первые грозили отказаться от участия в СБП, если им придется платить по ставкам, сопоставимым с эквайрингом. Вторые настаивали, что комиссии на грани себестоимости не позволят развивать безналичные расчеты и программы лояльности. Сам ЦБ изначально заявил о 0,3–0,4%, потом – о 0,2–0,7% в зависимости от категории торговой точки.
В итоге регулятор принял компромиссный вариант, сославшись на неспособность рынка самостоятельно найти решение. Предложенный тариф учитывает прежде всего интересы потребителей. Финальный вариант тарифной сетки появится позже.
По мнению ЦБ, такой подход обеспечит сохранение экономических стимулов и у банков, и у торговых точек для развития безналичных платежей в целом и СБП. Отраслевые ассоциации ретейла удовлетворены решением. Банки предупредили, что их клиенты при расчетах через СБП по QR-коду могут лишиться возможности зарабатывать бонусы, мили и кешбэк.