Как пишет «Коммерсант», Роспотребнадзор подготовил проект постановления правительства, регламентирующий правила установления санитарно-защитных зон (СЗЗ). Они вводятся в отношении «действующих, планируемых и реконструируемых объектов капитального и некапитального строительства, сооружений и групп производственных объектов», которые являются источниками «химического, физического и биологического воздействия на среду обитания человека». За пределами СЗЗ не должны нарушаться санитарно-эпидемиологические требования.
Проект раскритиковали в Российском союзе промышленников и предпринимателей, утверждая, что тот чреват «коррупциогенными рисками и ухудшением инвестиционного климата». Документ не содержит четких критериев для принятия решения о необходимости установления СЗЗ, сказано в письме вице-премьеру Дмитрию Козаку. В ряде случаев фоновое загрязнение воздуха «само по себе превышает гигиенические нормативы», причем виноваты не предприятия, а автодороги или иные источники.
Промышленники говорят также о возможных убытках для бизнеса: из-за необходимости отселять жителей домов, оказавшихся в границах зон. По словам одного из собеседников, сейчас у многих предприятий, расположенных в секторе жилой застройки, СЗЗ определены «по забору». Кроме того, бизнес считает избыточным требования вводить такие зоны для объектов, удаленных на значительное расстояние от населенных пунктов. Например, «Лукойл» оценивает расходы на СЗЗ для своих объектов в 1 млрд руб.
Пункт, допускающий ввод СЗЗ для автодорог и железнодорожных линий, не устраивает компанию «Российские железные дороги». Глава монополии Олег Белозеров пожаловался Козаку, что на разработку проектов зон для объектов РЖД потребуется около 103 млрд руб. Расходы на выкуп жилых и иных объектов недвижимости, а также возмещение затрат на прекращение прав на земельные участки, расположенные в пределах СЗЗ, могут «исчисляться триллионами рублей».