В течение трех лет ОАО «Новосибирскэнергосбыт» и управление связи заключили несколько договоров на поставку электроэнергии. Стороны предусмотрели следующий порядок оплаты электричества:
- энергию, которую управление потребляет самостоятельно, оно оплачивает в два этапа: 30% и 40% в текущем месяце (когда непосредственно поставляется электричество);
- энергию, которую заказчик будет передавать другим потребителям, он оплачивает полностью в текущем месяце;
- остаток по оплате собственного потребления, то есть 30%, управление погашает уже в следующем месяце.
В случае задержки оплаты контрагенты предусмотрели неустойку за каждый день просрочки.
Поставщик свои обязанности по договору выполнил в полном объеме. Управление несколько раз оплату задержало. За три года «Новосибирскэнергосбыт» насчитал 97 684 руб. просрочки. Компания решила взыскать ее в судебном порядке. Все три инстанции иск удовлетворили и обязали заказчика выплатить заявленную сумму (дело № А45-2706/2018).
Управление связи с таким решением не согласилось и обратилось в Верховный суд. В своей жалобе заявитель указал, что закон об электроэнергетике устанавливает неустойку только за просроченную оплату уже поставленной энергии. При этом ее объем, по словам заказчика, определяется в конце расчетного периода – календарного месяца. Таким образом, платежи в текущем месяце носят авансовый и промежуточный характер, ответственность за просрочку по которым не предусмотрена, подчеркнуло управление.
Коллегия судей под председательством Сергея Самуйлова, прислушавшись к доводам заявителя, жалобу удовлетворила. ВС отменил решения нижестоящих судов и направил дело на пересмотр в первую инстанцию.