В своей жалобе Брюханова оспаривает ч. 4 ст. 240 Кодекса административного судопроизводства. Как отметил в своем блоге в Facebook руководитель судебной практики Института права и публичной политики и представитель заявительницы Григорий Вайпан, кандидаты сталкивается с тем, что суды отчитывают срок иска не с последнего решения ЦИК, а с первого решения окружной комиссии.
Так, пока кандидаты обжаловали отказы в Мосгоризбиркоме и ЦИК, которые заново проверяют все документы, срок подачи заявления в суд уже прошел. В результате обжалование в ЦИК практически исключает обжалование в суде, считает Вайпан.
Согласно тексту жалобы, 6 июля Брюханова обратилась в окружную комиссию по избирательному округу № 42 с необходимыми для регистрации документами. 16 июля комиссия отказала кандидату в регистрации. Мосгоризбирком 30 июля отказал в удовлетворении жалобы, а 9 августа ЦИК поддержал решения нижестоящих избиркомов, после чего Брюханова обратилась с Московский городской суд с заявлением о признании незаконным их решения. Суд отказал заявительнице, мотивируя это тем, что она пропустила 10-дневный срок подачи иска в соответствии с ч. 4 ст. 240 КАС. Верховный суд оставил это решение без изменения.
После этого Брюханова направила жалобу в Конституционный суд. В ней она утверждает, что положение ч. 4 ст. 240 КАС ведет к тому, что досудебное урегулирование и судебное урегулирование спора исключают друг друга, а гражданам при обращении в вышестоящие избиркомы фактически приходится отказываться от судебной защиты своих прав.
В жалобе говорится, что совокупный срок подачи и рассмотрения первого обращения в вышестоящий избирком составляет 20 дней, каждой последующей жалобы – 15 дней. Сложившаяся практика исключает приостановление срока обращения в суд на время обжалования в избиркомах. Кроме того, срок начинает исчисляться с решения окружного избиркома без учета решений вышестоящих комиссий.
В жалобе Брюханова также указывает, что ч. 4 ст. 240 КАС исключает судебную проверку решений вышестоящих избиркомов и саму возможность самостоятельно оспорить их. Между тем эти решения принимаются по результатам повторных проверок, которые могут отличаться от выводов окружных комиссий, что и произошло с самой заявительницей. В итоге кандидат лишен возможности оспорить новые решения вышестоящих избиркомов.
В связи с этим Брюханова считает, что ч. 4 ст. 240 КАС умаляет ее право на судебную защиту ее избирательного права, и просит Конституционный суд признать это положение противоречащим ч. 2 ст. 32, ч. 1 и 2 ст. 45, ч. 1 и 2 ст. 46, ч. 2 и 3 ст. 55 Конституции. Кроме того, заявительница просит пересмотреть решения судов по своему делу.