ПРАВО.ru
Судьи
5 ноября 2019, 14:33

В Ярославле прекратили полномочия судьи, который критиковал прокуратуру

По информации СМИ, недовольство судьи вызвал тот факт, что обвинитель настоял на полноценном процессе по делу о взятке.

«Коммерсант» сообщил об окончательном прекращении полномочий судьи Красноперекопского районного суда Ярославля Андрея Курапина, получившего известность за частное постановление в адрес генпрокурора Юрия Чайки.

По информации издания, формально Курапин отправился в отставку ещё 17 января 2019 года. Но менее чем через месяц областная ККС согласилась привлечь его к работе в суде вновь (на срок, не превышающий одного года). По данным СМИ, такое решение приняли из-за дефицита кадров в местном судейском корпусе. «Коммерсант» уточняет: на днях на вакантное место судьи всё же нашлась кандидатура, в связи с чем временные полномочия Курапина прекратили окончательно.

Как отмечает издание, с момента своего возвращения судья успел получить «весьма неоднозначную» известность в связи с рассмотрением дела о коррупции районного масштаба. 

В январе 2019 года по обвинению в получении взятки задержали бывшего заместителя главы Фрунзенского района Игоря Соколовского. Вскоре после этого явку с повинной в СКР написал директор «Яргорэлектротранса» Ильхам Худиев. Он признался, что был посредником в передаче взяток Соколовскому от двух предпринимателей – Асифа Ахмедова и Рамиля Аббасова. Оба владели уличными ларьками, которые подлежали сносу. Чтобы отсрочить или отменить постановление о ликвидации построек, бизнесмены решили передать чиновнику через своего знакомого в общей сложности 90 000 руб. В итоге предпринимателей обвинили в даче взятки, а главу «Яргорэлектротранса» – в посредничестве во взяточничестве. Все трое признали вину и попросили рассмотреть их дело в особом порядке, что предусматривает проведение процесса без исследования доказательств и вызова свидетелей. Курапин был готов действовать по такому сценарию, но представитель местной прокуратуры возражал. Обвинитель отмечал, что в показаниях и позиции подсудимых есть противоречия, которые можно проверить и устранить только в рамках полноценного процесса, чтобы не ущемить чьи-либо права. В итоге Курапин начал процесс, который занял несколько заседаний. Причём на первом судья прекратил уголовное преследование Ильхама Худиева «за деятельное раскаяние», а в октябре вынес условный приговор двум остальным, убрав из формулировки обвинения «значительный размер» взятки. Ахмедов и Аббасов получили один год пять месяцев и один год шесть месяцев соответственно.

Отдельно Курапин вынес частное постановление генпрокурору Юрию Чайке, заявив, что обвинитель по приказу своих руководителей якобы заставил возвращённого из отставки судью выполнять «никому не нужную, но трудоёмкую работу». Кроме того, Курапин говорил о бессмысленных и надуманных доводах обвинителя, который якобы вместе с коллегами гонится за некими процентами по делам в особом порядке, саботирует работу судов, разрушает судебную систему. В конце своего обращения судья поставил ультиматум генпрокурору, призвав «прекратить порочную и бессмысленную практику беспричинного препятствования прокуроров особому порядку рассмотрения уголовных дел, предусмотренных гл. 40 УПК», и потребовал проинформировать его о принятых мерах в течение месяца.

«Курапин хотел рассмотреть дело в особом порядке, но в общем режиме нашёл обстоятельства, позволившие изменить версию следствия, смягчив тем самым её», – заявил источник «Коммерсанта» в судебной системе Ярославской области. Он предположил, что судье просто «не хотелось работать, он вспылил, когда его заставили это сделать». 

Ярославская областная прокуратура уже обжаловала освобождение от ответственности Худиева, приговор его подельникам и само частное постановление.

В Генпрокуратуре отметили, что не только не отрицают особый порядок рассмотрения уголовных дел в соответствии с гл. 40 УПК, но считают его «действенным средством процессуальной экономии и снижения судебных затрат на судебное разбирательство». Его применение на практике постоянно анализируется как в центральном аппарате надзорного ведомства, так и во время выездных комиссий в регионе. В случае с ярославским делом обвинитель действовал так, как было необходимо, уточнили в надзорном ведомстве.