На Legal Week стоит съездить хотя бы раз: размах впечатляет. Почти 8000 зарегистрированных участников, больше 200 вендоров и спонсоров, больше 100 тематических сессий. Такой статистикой со мной поделился Марк Фрид, который непосредственно отвечает за Legal Week в ALM (организатор конференции). Это была первая Legal Week под его руководством. Фрид впервые мог реализовать те новые идеи, которые, по его мнению, помогут развитию конференции в будущем. Одна из этих идей – создание пресс-центра. В нем журналисты могли писать свои тексты, встретиться с участниками для интервью и даже записывать эпизоды подкастов. Также в этом году они интегрировали все свои медиаактивы (у ALM есть много специализированных медийных активов для юристов) для освещения конференции.
Специально для вендоров организаторы переместили регистрацию на второй этаж (конференция проходит на трех этажах Hilton Midtown), создавая одну точку входа во все пространства с вендорами (вместо трех в прошлые годы). Также в конце каждого зала с вендорами разместили площадки для сессий. Таким образом, тебе придется идти мимо стендов до твоей сессии. Между блоками сессий оставили перерыв на полчаса – этого достаточно, чтобы добраться до следующей сессии и по дороге остановиться у какого-нибудь стенда. Кроме того, обеды и коктейли для нетворкинга были организованы прямо в залах со стендами вендоров. Все для того, чтобы участники провели максимум времени в зоне спонсоров. Стало понятно, что Legal Week в первую очередь trade show, а контент создают ради того, чтобы участники не ушли раньше времени.
Но и программа не подкачала. В ней нашел отражение большой диапазон тем, на сессиях участвовали профессионалы-практики. Иногда выставляли космическими достижениями то, что в России автоматизаторы юрбизнеса стеснялись бы включить в свое резюме. Но разные темп и размах внедрения технологий у фирм, а главное – начать с чего-то. Преобладали следующие тематики:
Legal Operations;
E-Discovery (с упором на инструменты с ИИ);
анализ документов и предиктивная аналитика (с упором на инструменты с ИИ);
управление знаниями и его автоматизация;
защита персональных данных;
кибербезопасность.
Участники не ограничились обсуждением внедрения и пользования технологиями. Поскольку четыре года назад под названием Legal Week объединили три до этого самостоятельных мероприятия (Legaltech, LegalCIO и Legal Business Strategy), темы из последних двух направлений тоже присутствовали. При входе на каждую сессию сканировали бейдж. По утверждению Фрида, после конференции организаторы тщательно анализируют посещаемость каждой сессии, чтобы в следующем году улучшить программу.
Ключевых спикеров было всего двое, по одному на первый и второй день конференции. Главные сессии в большом зале на 1500 человек – это тоже нововведение этого года (в прошлые годы банкетный зал отдавали под стенды вендоров). О выступлениях экс-заместителя генерального прокурора США Рода Розенштейна и блокчейн-инвестора Беттины Варбург я уже писал подробно. Они не вписались строго в контекст Legaltech, но расширили горизонт. Интервьюер так и не задал экс-чиновнику острых вопросов. Но слушать самого Розенштейна было интересно, ведь этот человек повлиял на историю страны. Вторая ключевая речь была интересна тем, что Варбург умерила свои оптимистические прогнозы. Просто объяснила, для чего можно использовать блокчейн сегодня и тем более завтра. Очень не хватает такого спокойного обсуждения темы в наши дни, когда каждый второй эксперт по блокчейну с 20-летним стажем.
Вендоры: что нового
Вендоры на Legaltech делились на четыре категории: E-Discovery, «Аналитика информации и данных», «Безопасность и сохранность данных» и все остальные. E-Discovery доминирует с большим отрывом, хотя заметно меньше, чем в прошлые годы. Для американского рынка это тема № 1. Бросалось в глаза, что размеры стендов между «монстрами» индустрии (Thomson Reuters, Microsoft, Wolters Kluwer, LexisNexis и т. д.) и стартапами существенно не различались. Не в 10–20 раз, как на других отраслевых конференциях и выставках.
В основном вендоры презентовали известные продукты с эволюционно добавленными функциями. Например, Litera анонсировала интересное расширение для своего Clause Companion – анонимизатора для документов. Он автоматически распознает уникальные данные сделки или дела и заменяет их на пробелы. Вы можете использовать документ или часть его в дальнейшем как шаблон. Программа поможет юристам, которые время от времени случайно разглашают очень щепетильные данные следующему после сделки клиенту.
Evisort добавила к своему функционалу анализа договоров после подписания инструментарий для управления workflow до подписания (создание, согласование). Wolters Kluwer анонсировала модификацию своего LegalVIEW BillAnalyzer – это сервис, который анализировал для инхаусов выставленные внешними консультантами счета. Теперь юридические департаменты могут купить инструменты для анализа без постороннего сервиса, если они не хотят менять структуру департамента. Участники конференции могли выдвинуть вендора для конкурса Legal Launch Product Innovation Prize. Жюри присвоило приз компании Knowable (работает в области анализа документов). Она отделилась от компании Axiom в прошлом году, туда перешли ее основатели Харрис и Гюттел.
Несколько слов об участии компаний с российскими корнями. Если условно российская компания Case.one не участвовала в программе и со стендом, то Амулекс организовала сессию про применение чат-ботов в работе юристов. Она выполняет важную задачу – открывает глаза местной публике (а это специалисты из 64 стран мира) на динамичную среду Legaltech в России. Стесняться отечественному производителю особо нечего, их решения вполне конкурентоспособны. Если вендор выживет на непростом российском рынке, то выживет и на американском, где бюджеты покупателей и инвесторов выше. Надеюсь на более активное участие российского сообщества в следующем году.
Спецкор «Право.ru» Хольгер Цшайге.