В АС ЯНАО нововведение заработало 31 января 2020 года. Доступ предоставляется к документам, поступившим в электронном виде через систему «Мой арбитр» и бумагам, отсканированным канцелярией суда, а также к аудиозаписям судебных заседаний.
С информацией о банкротных спорах в электронной форме можно ознакомиться лишь тем лицам, которые по закону имеют право изучить все дело о несостоятельности. Тем, кому разрешен доступ только к материалам обособленного спора в банкротстве, пока придется пользоваться бумажными документами в здании суда.
Судья АС ЯНАО Михаил Беспалов подчеркивает, что нововведение отвечает принципу процессуальной экономии, поскольку существующая транспортная схема затрудняет право участников процесса знакомиться с материалами дел. По его словам, благодаря новой функции снижается и число споров, по которым вовремя не предоставлены возражения из-за несвоевременного получения документов от второй стороны разбирательства.
Данное нововведение также снижает и финансовую нагрузку на стороны, поскольку не требуется нести финансовые затраты на оплату проезда в суд с целью ознакомления с материалами дел. Кроме того, это разгружает сотрудников аппарата судов, так как ознакомление происходит удаленно в электронном виде, при этом время ознакомления с материалами дел на бумажном носителе и снятие копий в суде может занимать до нескольких дней.
Исполнительный директор «Право.ru» Александр Сарапин отмечает, что чаще всего новой функцией пользуются участники банкротных дел: «С большим отрывом». На втором месте по популярности запросы от сторон по спорам, которые возникли из соглашений о возмездном оказании услуг. «Онлайн-ознакомление» до июля текущего года планируется внедрить во всех арбитражных судах всех инстанций.
Судьям удобно. К тому же у них есть возможность видеть, кто из участников воспользовался своим правом и предоставленной возможностью. Это позволит исключить попытки затягивания дела, ссылаясь на то, что сторона не ознакомилась с документами.
Идея предоставить участникам процесса доступ к электронным материалам дела обсуждалась очень давно и наконец-то сдвинулась с мертвой точки, одобряет нововведение Владимир Ефремов, партнер . Запущенная пока в пилотном режиме функция «грозит темпоральной революцией», уверен партнер Сергей Кислов: «Если представить себе, что в электронном виде будут представлены все материалы по делу, а доступ к ним будет открываться удаленно, то это существенно сэкономит время и сроки подготовки к судебным заседаниям, как и затраты на ведение процесса».
Тренд цифровизации судебного процесса набирает обороты, констатирует партнер Ольга Савина: «Каждый маленький шаг в этом направлении сравним с прорывом. Мы все помним радость от внедрения КАД, а сейчас не представляем жизни без нее». Юрист должен вырабатывать позицию, юрист должен быть игроком, добавляет она: «И каждая возможность не погружаться в рутину позволяет сосредоточиться на главном – защите доверителя. Возможность ознакомления с материалами дела в электронном виде – очередной важный шаг digital-технологий в судебный процесс».
Что еще автоматизируют
Сейчас в тестовом режиме разрабатывается платформа, позволяющая «автоматизировать» и «роботизировать» приказное производство. Об этом на общероссийском совещании-семинаре судей СОЮ и АС говорил председатель судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда Олег Свириденко. По предварительным расчетам, такое информационное решение позволит сократить временные и трудовые затраты судей и аппарата судов более чем в 10 раз за счет использования технологий искусственного интеллекта и интерактивных чат-ботов. Ориентировочный срок готовности продукта к внедрению – конец 2020 года – начало 2021 года, отметил Свириденко.
Технологизация поможет повысить качество аналитической работы. Ее будут плотнее привязывать к конкретным проблемным вопросам, выявляемым как с помощью «опросов» судов, так и методов статистического анализа, заметил глава экономколлегии: «Для решения данной задачи будут использоваться возможности, предоставляемые технологиями «анализа больших данных», получаемых из КАД». Это позволит перейти к «наступательной» позиции в отношении «внезапного» роста нагрузки по отдельным категориям споров – прогнозировать их и заранее нивелировать, объяснил Свириденко.
Помимо перечисленных нововведений планируется устраивать регулярные «тематические» онлайн-совещания на площадке ВС с судами различных инстанций и округов.
Чего ждут юристы
По словам Кислова, важным следующим шагом будет полный переход на электронный документооборот. Чтобы материалы дела состояли из одной карты памяти и небольшой папки с оригиналами документов (например, переданных на экспертизу), говорит юрист: «Уверен, что система арбитражных судов готова к этому шагу во всех российских регионах». Управляющий партнер Михаил Александров ждет появления в карточке дела «метки» о том, поступило ли в него что-то в письменном виде без оцифровки. Чтобы стороны понимали, надо ли с чем-то знакомиться, объясняет необходимость такой функции юрист. Ефремов тоже хотел бы увидеть целый ряд технологичных нововведений у арбитражных судов:
- исключить необходимость присутствия второго судьи при видео-конференц-связи, что позволит в два раза увеличить количество заседаний такого формата;
- предоставить возможность проведения видео-конференц-связи через МФЦ или иные госорганы;
- создать электронную базу доверенностей и дипломов/удостоверений адвокатов;
- стандартизировать судебные акты, чтобы улучшить машинный анализ судебной практики;
- ввести возможность рассылки процессуальных документов сторон и отправлять их сканы на электронные адреса представителей или компаний-оппонентов.