Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) 10 апреля заявила, что установление предельной наценки на товары быстро приведёт к их дефициту.
АКОРТ подчеркнула, что розничные сети работали в тесном сотрудничестве с поставщиками и властями, чтобы обеспечить санитарную безопасность в торговых точках и гарантировать доступность полного ассортимента товаров. При этом в конце марта и начале апреля резкое падение курса рубля сказалось на отпускных ценах большинства товаров. В среднем они поднялись на 5–15%, по некоторым категориям поставщики заявили о 50% росте цен.
АКОРТ отметила, что ретейлеры тщательно оценивают обоснованность таких повышений и снижают собственную наценку, чтобы сдержать рост цен для конечного потребителя. В особенности это касается социально значимых групп товаров, рост розничных цен на которые существенно отстаёт от закупочных.
Некоторые категории социально значимых товаров сети Х5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), «Магнит» и «Метро Кэш энд Керри» уже продают по закупочной стоимости и призывают других ретейлеров присоединиться к этой инициативе.
В то же время рост закупочной стоимости происходит по объективным причинам, а по мере истощения запасов в сетевых магазинах на полки будет приходить всё больше товаров по повышенным ценам. В АТОР подчеркнули, что наценка необходима для функционирования самих ретейлеров. Благодаря ей платят за аренду, логистику, выплачивают зарплаты сотрудникам. При этом эта наценка производится неравномерно (в частности, высокая наценка на одни категории товаров компенсирует низкую или отсутствующую наценку на другие), а также с учётом сезонных и других факторов.
АТОР напомнила, что розничная торговля – сфера с низкой рентабельностью, даже для самых крупных сетей она в минувшем году не превышала 2%.
Применение упрощённых механизмов определения цен может привести к тому, что предельную цену на товар установят ниже его себестоимости. Результатом этого станет дефицит, прекращение продаж или производства таких продуктов, считают в АТОР. Это снизит продовольственную безопасность страны и приведёт к сокращению рабочих мест.
АТОР объединяет крупнейшие сети ретейлеров, включая Х5 Retail Group, АШАН, «Метро», «Дикси», BILLA и ряд других.
Ранее «заморозить» цены на продукты предложила фракция «Единая Россия». Эту инициативу уже поддержал премьер-министр Михаил Мишустин. Производители продуктов также предложили ретейлерам ограничить наценку.