В рамках ПМЮФ «9½: законы коронавируса» состоялась сессия «Права человека в карантине». Основной темой стали пределы ограничений прав, которые призваны остановить распространение коронавируса. В частности, задавался вопрос, как суровость ограничений в разных странах соотносится с достигнутым там уровнем демократии.
Сессию открыл председатель Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) Линос-Александр Сицилианос. Он отметил, что в начале пандемии невозможно было предсказать, какие последствия для прав человека в мире она принесёт. Он отметил, что введённые в разных странах мира ограничения в основном правомочны, но важно, чтобы эти меры были прекращены, как только опасность отступит. По словам Сицилианоса, в этих вопросах нелегко найти верный баланс. Он напомнил, что некоторые страны приостановили действие части положений Декларации прав человека. Сицилианос не дал однозначной оценки этой ситуации.
Заместитель министра юстиции Михаил Гальперин, уполномоченный РФ при ЕСПЧ, отметил, что коронавирусная пандемия представляет собой уникальный случай, когда ограничение свобод вводится для защиты не посторонних лиц, а самих граждан, для защиты их собственного здоровья. В этой ситуации, отметил замминистра, люди часто сами требуют введения этих ограничений. В результате власти разных стран и регионов как бы вводят ограничительные меры «наперегонки». Гальперин спросил, будут ли они так спешить с отменой ограничений свобод, когда опасность отступит.
Генеральный директор по правам человека и верховенству права Совета Европы Кристос Якумополус отметил, что юристы и экономисты всего мира, включая Европу, готовятся к восстановлению нормальной жизни после пандемии. Он подчеркнул, что взаимодействие между Советом Европы, ЕСПЧ и европейскими странами не прекращается. Страсбургский суд реагирует на новые вызовы, которые приносит кризис, и эти решения оперативно претворяются в жизнь. Проблемы здравоохранения и занятости станут центральными для Совета Европы после спада пандемии, отметил Якумополус.
Рустам Бадасян, министр юстиции Армении, подчеркнул, что его страна ориентируется на принятые в Европе нормы, чтобы определить, будут ли приемлемы конкретные меры, связанные с борьбой с COVID-19. В Армении введён режим ЧС, который наложил определённые ограничения на свободу передвижения и собраний, а также на свободу СМИ в части публикации информации медицинского характера. Бадасян особо подчеркнул, что такие меры являются временными, а все собранные в рамках этих мер персональные данные будут уничтожены и не могут быть использованы ни в каких иных целях.
Ян Кляйсен, директор по вопросам информационного общества Директората по противодействию преступности при Совете Европы, назвал новые технологии «оружием против пандемии». Речь идёт как об отслеживании передвижений потенциальных переносчиков вируса, так и о поддержке связей в рамках самоизоляции. При этом важно, чтобы собранная информация была прозрачной, а цифровые системы вызывали всеобщее доверие, подчеркнул Кляйсен. Над этим Совет Европы работает очень напряжённо. «У нас нет лекарства от коронавируса, но у нас есть средства, чтобы защитить наши ценности и образ жизни», – подытожил Кляйсен.
Татьяна Москалькова, уполномоченный по правам человека в РФ, отметила, что ситуация с коронавирусом – повод оценить, эффективно ли работают механизмы по защите прав человека. Она заявила, что имеет смысл сейчас рассмотреть новую конвенцию, которая регулировала бы права человека в случае пандемии. Сейчас появляется новая система прав и гарантий. В России три указа президента, шесть федеральных законов и несколько правительственных актов, которые дополнительно защищают права пострадавших от эпидемических условий. Москалькова также напомнила о ситуации с россиянами, оказавшимися за границей, и иностранными гражданами, которые остались на территории России. По её словам, эту ситуацию можно было решить, если бы существовали международные меры, которые требуют от государства принять своих граждан.
Обращаясь к директору ФСИН Александру Калашникову, Михаил Гальперин отметил, что сейчас весь мир ощущает себя под домашним арестом.
Калашников рассказал о ситуации в системе исполнения наказаний в России. Он отметил, что все принятые ФСИН меры соответствуют рекомендациям Европейского комитета по предупреждению пыток. Несмотря на меры по изоляции и предотвращению возможных случаев заражения адвокаты имеют доступ к подозреваемым и обвиняемым, которые находятся в местах лишения свободы. Состояние здоровья заключённых тщательно контролируют. Ведомство принимает разумные и достаточные меры в условиях эпидемии, подытожил директор ФСИН.
Директор Федеральной службы судебных приставов Дмитрий Аристов отметил, что проведение ПМЮФ в онлайн-режиме – это большое достижение в текущее время. «Мы разделены расстоянием, но не разобщены», – подчеркнул он.
Аристов отметил, что власти приняли меры для снижения долгового бремени для населения в условиях эпидемии. ФССП обсуждает с Минюстом и другими органами власти дополнительные шаги для поддержки граждан и бизнеса. Чтобы соблюсти баланс интересов взыскателя и должника на фоне эпидемического кризиса, служба предложила коллекторским агентствам и микрофинансовым организациям отозвать иски о взыскании долгов с правом подать их повторно в течение полугода. Кроме того, директор ФССП ещё раз напомнил, что в отношении госпитализированных больных и лиц, которые не могут явиться для следственных действий, исполнительное производство или предварительное следствие могут приостановить. Для этого гражданам потребуется подтвердить болезнь документально.
Аристов добавил, что ФССП продолжает работу, общение с гражданами ведётся в дистанционной форме.