По информации «Известий», Роспотребнадзор разработал поправки к закону о защите прав потребителей, согласно которым крупные онлайн-ретейлеры будут обязаны предоставлять покупателям различные способы оплаты, включая наличный расчет. В частности, речь идет о «Яндекс.Еде», Ozon, Wildberries, онлайн-кинотеатрах и др.
Служба предлагает обозначить недопустимые условия приобретения товаров и услуг, которые ущемляют гарантированные права покупателей. В их числе, например, ситуация, при которой продавцы и исполнители не позволяют людям выбрать способ оплаты. «Потребитель не обязан иметь банковскую карту. А невозможность оплаты наличными денежными средствами приведет к ограничению доступа к товарам и услугам, которые реализуются дистанционным способом», – пояснили в Роспотребнадзоре.
В марте этого года крупнейшие интернет-площадки договорились о том, что они будут принимать только онлайн-оплату и откажутся от наличных в пунктах выдачи заказов. К соглашению тогда присоединились «М.Видео-Эльдорадо», Lamoda, Ozon, «Ситилинк», «Связной», DPD, ПЭК, BoxBerry, Aliexpress, «Снежная королева», «Спортмастер», Avito. Соглашение носило временный характер, но сроки его действия при этом не уточнялись.
В Минэкономразвития уже подготовили положительный отзыв на законопроект, а участники рынка отнеслись скептически к предложению Роспотребнадзора, считая, что разработчики поправок искусственно навязывают оплату наличными, отмечают в Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ).
Для соблюдения новой версии закона сервисам по цифровым услугам, цифровым товарам и доставке еды предстоит наладить прием наличных через посредников, закупать переносную контрольно-кассовую технику, нести затраты на ее обслуживание, а также на инкассацию наличных, добавили в АКИТ.
А в Союзе потребителей полагают, что Роспотребнадзор не должен требовать принимать наличные от продавцов цифровых товаров и услуг. Эксперты напомнили, что, например, игры, онлайн-подписки и приложения не могут быть оплачены наличными. К тому же зарубежные интернет-магазины принимают только безналичный расчет, а поправки могут отразиться на возможности совершать такие покупки.
Но в службе подчеркнули, что магазины приложений Apple и Google, а также Booking.com, продающие цифровой контент, под действие новых поправок не подпадут.